КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВАХ НЕ МЕНЯЮТ
Есть у киношников такое выражение: «Его камера любит». Это не про ту камеру, что «возлюбила» Михаила Ходорковского всерьез и надолго. А про кино- и телекамеру, которая по неведомым причинам превращает мелкого невзрачного человечка в брутального харизматичного мачо. И напротив, по тем же непонятным причинам брутального в жизни красавца — в невзрачное мелкое чмо… Такой вот оптический обман.
Путина практически в одночасье полюбили все камеры всех телеканалов страны. Здесь, конечно, сработали отнюдь не странные эффекты оптики, но какая теперь разница? Главное, что поначалу зажатый и отнюдь не брутального вида человек благодаря ТВ превратился в настоящего мачо, предмет девичьих грез («Хочу такого, как Путин»), в единственного героя нашего безгеройного времени. Осознав невероятные возможности ТВ, он тоже полюбил его от всей души и с удовольствием участвовал во всех масштабных телепостановках — инаугурациях, временами напоминавших знаменитые массовые сцены из «Сибирского цирюльника», прямых линиях с собственным народом, автопробегах по бездорожью и разгильдяйству.
С Медведевым же у ТВ роман так и не сложился. Его ТВ полюбило по принуждению — президент все ж, куда деваться? Мероприятия с его участием оно, конечно, показывало, но, как говорится, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»… С ним оно отрабатывало номер, на всякий случай хронометрируя эфирное время, дежурно предоставленное ему и любовно посвященное тому, с кем в конце прошлого десятилетия связало свою судьбу. И хотя по хронометражу выходило вроде бы поровну, и даже частенько младший шел в информационных программах первым номером, но выглядело это все сознательной уступкой старшего и умудренного опытом мужчины, с усмешкой наблюдающего, как подросток-паренек изо всех сил старается казаться взрослым. Короче, была без радости любовь — разлука будет без печали.
Старая любовь не заржавела
В субботу, когда предвыборная интрига была окончательно разрушена, стало понятно, что телеканалы вместе с народом вздохнули с облегчением. Им не придется ничего менять. Они будут жить, как жили. Да и их руководители не запятнали себя изменой. Их старая любовь не заржавела. А значит, им не грозит отставка и почетная ссылка в банановые республики или (тьфу-тьфу-тьфу!) просто ссылка в места не столь отдаленные — таких ретивых коней на переправах не меняют. Ожили, расправили плечи и главные комментаторы главных телеканалов — Сергей Брилев, Евгений Ревенко, Петр Толстой. В их глазах вновь появился тот блеск, который они некоторое время старались гасить, несколько дезориентированные странными заявлениями Дмитрия Анатольевича относительно драматического разрыва между новостными лентами ТВ и Интернета, а также свободы, которую он (на словах, по крайней мере) предпочитал несвободе.
Один только Вадим Такменев на «Центральном телевидении» попытался сбить общий пафос ликования привычной ему иронией, но на сей раз прием не сработал. «И все-таки Путин», — грустно сказал он в начале программы, а зал радостно зааплодировал. Ну правда, рады люди! «Мир снова спасен», — иронично комментировал он реакцию делегатов съезда правящей партии, но так и впрямь считают многие, а значит, ирония тут неуместна.
Днем позже в программе «Честный понедельник» то же самое, уже без всякой иронии, утверждали ее участники — политолог Сергей Марков, журналист Сергей Доренко, сам ведущий Сергей Минаев. Говорили про то, что Владимир Владимирович Путин — это выбор и спрос народа, торжество демократии, надежда на стабильное настоящее и будущее. Особенно торжествовал Марков: «Путин вернется обновленным — вот увидите! О лучшем президенте страна не могла и мечтать!» Дискуссия получилась вполне в духе времени — все со всеми согласились: «Путин — наша слава боевая, Путин нашей юности полет…»
Уступка «хромой утке»?
Но и отрекшегося от трона Медведева ТВ пока не обижает — пусть еще маленько посидит на чужом стуле, пусть поиграет в президента: нам жалко, что ли? И случай подоспел: Медведев устроил форменный разнос министру финансов Кудрину за его неосторожные высказывания во время заморского вояжа. Разнос показали во всех выпусках новостей на всех телеканалах. Ох, и разошелся «наш королёк», ох, и расходился — совсем по-взрослому! А Кудрин только и сумел вставить одно слово: «Конечно». Это когда глава государства потребовал от него немедленно определиться — «с нами он или против нас». По сюжету выходило, что труса дал Кудрин, почувствовав на себе силу царского гнева, и рад был бы отыграть ход назад, да поздно. В ночных выпусках сообщили, что Медведев таки отправил строптивца в отставку, не дожидаясь его решения, которое он сам же требовал принять в течение дня.
Да просто аккуратные телевизионщики, щадя самолюбие действующего пока президента, вырезали ответные реплики Кудрина, в которых он недвусмысленно дал понять, кто, по его мнению, в доме хозяин. Из утренних же выпусков новостей информация об отставке министра финансов вообще исчезла. Был Кудрин — и сплыл. Как только что был да сплыл Михаил Прохоров с его «Правым делом» — ТВ забыло о нем словно по мановению волшебной палочки, забрызгав на прощание дерьмом, но не по самые уши, как других бывших героев, превратившихся в изгоев, а слегка. Просто чтоб ощутил запах, чтоб впредь неповадно было, чтоб сидел тихо и не рыпался. Миллиардер, кажется, намек понял и рыпаться перестал. Умно и дальновидно!
Теперь пользователи Сети гадают, когда спецназ НТВ — программа «Чистосердечное признание» — склепает компромат на Кудрина под каким-нибудь броским и запоминающимся названием типа «Финансы поют романсы». А главное — что на него повесят? Скандальную монетизацию льгот? Девальвацию рубля? Кровь христианских младенцев? НТВ в этом «компроматном» жанре равных нет.
Впрочем, может, и минует Кудрина чаша сия. Тогда и поймем, по-настоящему ли отставили и задвинули Алексея Леонидовича, или это временная уступка «хромой утке», которой позволили до истечения срока полномочий похлопать крыльями, аки полноценный селезень.
Ирина Петровская
|