МУЗА НАВСЕГДА
Летом 1929 г. бельгийский поэт Камиль Гоэманс знакомит французского поэта Поля Элюара и его русскую жену Гала с молодым, довольно странным, испанским художником Сальвадором Дали и тот приглашает их в Каталонию, в Кадакес, где у него мастерская. Гала противится поездке: она любит горы и озера, ей претит средиземноморская жара, но Полю удается уговорить жену. В июле они приезжают в Кадакес.

Тощий, с иссиня-черными волосами и лихо закрученными усами художник столь же смешон, сколь и экстравагантен.

В то же время он ведет себя несколько робко и замкнуто, предпочитает больше слушать гостей, нежели вступать в беседы. Но когда он говорит, то высказывает такие неординарные и парадоксальные мысли, что приковывает к себе всеобщее внимание. Иногда Дали охватывают неудержимые приступы смеха, он катается по земле, не в силах остановиться, и приезжим кажется, что он похож на сумасшедшего. Его поведение раздражает Гала, ей невыносимы выходки испанца, он же не отрывает от нее глаз и все время старается быть как можно ближе к ней. В один из солнечных дней, когда она остается с ним наедине, художник показывает ей свой мир – возвышающиеся над морской водой скалы, дышащие прохладой бухты под омытым ультрамарином небом – и случается то, что должно было случиться… Она давно внутренне была готова к разрыву с Полем. Этот безумный испанец открылся ей в этот счастливый летний день, она сумела разглядеть его талант, угадать в нем гения и… влюбилась.
Они были очень счастливы в Кадакесе. Окрыленный Дали будет писать картины; Гала, на удивление, станет образцовой хозяйкой. Кроме того, отныне она всегда будет укреплять его веру в себя и станет источником его вдохновения. Они долгое время будут жить затворниками, отказываясь от всевозможных приглашений.
Они самодостаточны, им хорошо вдвоем, они живут любовью и живописью.

Пройдет всего несколько лет, и ее Дали познает всемирную славу, они фантастически разбогатеют, а пока еле-еле сводят концы с концами.

Все эти годы супруги будут неразлучны. Сальвадор ни минуты не может прожить без жены. Он сознает свое величие, уникальную природу своего художественного дара, но считает, Как вспоминал Дали, “Гала (так он стал ее называть, причем с ударением на втором слоге, что в переводе с французского означает “праздник”) пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться...”

Стареющая галатея
Будучи источником вдохновения гениев, она и сама стала великой женщиной. Это благодаря ей мир обогатился поэтическими шедеврами Элюара и живописными – Дали. Один запечатлел ее в стихах, другой увековечил в своих картинах.
И с тем, и с другим она прожила непростую жизнь. Она достигла всего, о чем мечтала в юности – славы, богатства, поклонения. Но сейчас все неуклонно шло к своему естественному концу, и единственное, с чем она не могла смириться, это с тем, что сделало с ней время.

Она устала, изменилась внешне и внутренне. Уже не было той женщины, которую воспевал Элюар. Уже нет и прекрасной Елены Троянской, которую запечатлел на холстах Дали. Стареющая дама с портящимся характером ведет отчаянную борьбу с тем, что победить невозможно. Но она еще надеется на чудо. По утрам – зарядка и холодная ванна, многочасовые втирания в кожу питательных кремов. Постоянные диеты и витамины. Но бег времени неумолим, и она прибегает к пластическим операциям. Однако подтяжки не помогают. Исчезает привычный блеск глаз, лицо превращается в маску. Это – трагедия тела и души… Вместе с ней стареет и слабеет Дали.

Но, несмотря на обрушившуюся старость, они продолжают любить друг друга. Для них это уже духовный, более возвышенный в их понимании союз. “Мой маленький”, – привычно обращается к нему 74-летняя Гала, и 64-летний художник все так же откликается: “Моя малышка”.

Все попытки вернуть молодость рассыпались в прах. Но и это уже не так важно, потому что каждой клеточкой своего тела она ощущает, как из нее начинает уходить жизнь. Но даже стоя на пороге неизбежного, она не перестает думать, что еще нужна своему Дали. Может быть, только это заставляет ее делать неимоверные усилия и продолжать жить.

Она часто падает от бессилия и однажды ломает бедренную кость. В клинике Барселоны, пока разум в состоянии воспринимать реальность, она постоянно справляется о Дали. Надежд на спасение нет. На Дали страшно смотреть: горе его безутешно. Он забирает жену из больницы. В первых числах июня 1982 г. позвали католического священника. Великий художник бродит как неприкаянный, он не может смириться, что его Гала уходит от него навсегда… 10 июня Гала умерла. Дали сумеет прожить без нее лишь семь лет.

Мифическая женщина
Они не расставались более полувека. В одном из интервью Гала спросили, почему она оставила обеспеченную жизнь, влюбленного в нее супруга и предпочла художника, судьба которого была неопределенной. Ответ был исчерпывающим и предельно лаконичным: “Потому что я сразу поняла, что передо мной гений”. Ну а Сальвадор Дали воспринимал Гала чуть ли не как богиню и всю жизнь поклонялся своей любимой.

Немного найдется в мире примеров столь нежного и возвышенного отношения к жене, такой любви, которая продолжалась более 50 лет.
Гала не только ограждала Сальвадора Дали от повседневных забот, хлопот и “злых духов”, которые, как считал художник, его постоянно преследовали, но и была музой маэстро, не будь которой, вряд ли мир получил бы гениального художника. Гала стала моделью Дали, и художник не раз запечатлел ее на своих полотнах.

Едва ли не все герои картин Сальвадора получились как бы на одно лицо. Даже в лике самого Иисуса на знаменитой “Тайной вечере” можно увидеть черты Гала. Дали превратил супругу в мифическую женщину, Мадонну, “Атомную Леду”. “Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег. Образ Гала, – сказал как-то Дали, – не просто изображение женщины. Этот образ – один из центральных в моем творчестве. Привлекает он меня потому, что вдохновляет и волнует. В нем обаяние и некая женская непостижимость, загадочность русской души. Образ многозначительный, на все века...”

Кончина Гала стала страшным ударом для Дали. В последние годы он почти не работал, пребывая в состоянии прострации. Дали покинул Пуболь и затворнически жил в Фигейросе, в замке ХVI в., который назвал Башней Галатеи. “Теперь, когда ее нет, мне даже легче. Я ведь знаю, что она там и здесь... Мы всегда были и будем вместе... Я верю в потустороннее существование, потому что умираю от любви”, – повторял он.

Серж В.

Комментарии наших читателей

Игорек Садов из Алушты 4580 дней назад в 22:34:07
Во любофф! А ныне -сразу в койку а завтра не знаешь как и звать то утрешнюю красотку. Какая тут уж Муза???! Телка и усе! Галы где вы, ау!!!!! :o

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Сентябрь 2011

Специальное предложение

В. С. "Контактер"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!