Протоиерей Владимир ВИГЛЯНСКИЙ: "БЛИЗОСТЬ РПЦ К ВЛАСТИ - ЭТО МИФ"
Российское общество становится все более религиозным, уже пятая часть населения страны регулярно посещает церковь, а каждый десятый соблюдает обряды и читает молитвы, рассказал в интервью протоиерей Русской православной церкви Владимир Вигилянский. По его словам, близость РПЦ к власти – миф, а считать воцерковленным можно даже того человека, который ходит в храм хотя бы раз в год.
– В России Церковь по закону отделена от государства. А как на самом деле?
– Церковь и на самом деле не только в нашей Конституции, но и в жизни отделена от государства. Однако она не отделена от общества. А само общество на протяжении последних 20 лет неизменно в большинстве своем (от 60% до 70% населения) считает себя православным. Церковных людей, то есть участвующих с той или иной регулярностью в церковных таинствах, у нас в России 18–20%, что тоже немало. Есть сферы общественной жизни, такие как социальная работа, охрана памятников культура, образование, здравоохранение, забота и попечение о верующих людях в разных государственных учреждениях, где государство и Церковь тесно взаимодействуют. Если есть какие-то перегибы, о которых я, например, не знаю, то это – исключение из правила.
– Священники в школах и в воинских частях – это не перегибы?
– Священников допускают туда, где есть православные. Например, в армию, в больницы, в школы. Вот если бы их туда не допускали, это был бы тоталитаризм, как при советской власти.
– Когда началась война в Ираке, руководство католической церкви ее осудило. Когда началась война в Чечне, православные священники входили в призывные комиссии и помогали отправлять в армию тех, кто отказывался служить по религиозным убеждениям. Почему для РПЦ интересы правителей важнее интересов граждан?
– Повнимательней почитайте церковные документы. Я в отличие от вас помню высказывания Патриарха Алексия против войны в Чечне. Ни о каких походах священников в призывные комиссии не знаю, да и не верю я, что были священники, которые «помогали отправлять в армию». Если даже кто-то и посетил призывную комиссию, то функция священника была совершенно другой. А ваше последнее утверждение – клевета.
– Но почему РПЦ не признает отказ от службы в армии по религиозным убеждениям?
– Если служба в армии не связана с насилием над другими людьми, то она не считается чем-то зазорным. В защите отечества нет ничего антихристианского.
– Но армию регулярно используют не только для защиты отечества, но и для участия в войнах, которые в будущем признают ошибками, как войну в Афганистане. Человек не хочет участвовать в этом, но на помощь РПЦ ему рассчитывать не приходится.
– Для верующих в армии найдут те места, которые не связаны с войной и с насилием. Например, строительные части.
– Что должно произойти, чтобы руководство РПЦ призвало граждан к протестам?
– Об этом сказано в «Основах социальной концепции»: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
– Наша власть к греховным и душевредным деяниям не принуждает?
– В документах – нет.
– А в действиях?
– В действиях есть реакция, и негативная тоже. Но на словах нет никакого беззакония в христианском смысле. Нет ничего такого, что побудило бы Церковь призвать христиан к неповиновению. А что касается дел, то это связано с грехами людей вообще, в том числе верующих и неверующих. Я вас уверяю: то, что говорит Церковь, людям государства не очень приятно.
– В какой мере корректно считать православными тех, кто хоть и крещен, но в церковь не ходит, не молится и не соблюдает религиозные обряды?
– По последним данным «Левада-Центра», православными себя считают 69% россиян. Тех православных, кто ходит в храм каждую неделю, каждый месяц или несколько раз в год, по последним данным, около 20%. Для меня как священника 50% православных, которые не ходят в храмы, – это упрек очень серьезный. Однако сейчас церковная политика нацелена как раз на эту категорию людей, и уже некоторые сдвиги в лучшую сторону наблюдаются.
– По другим данным, воцерковленных, которые знают молитвы и постятся, не больше 2–3%.
– Мы не делим верующих на хороших и плохих. Где граница? Достаточно того, что человек участвует в церковных таинствах хотя бы раз в год. И таких – 20% населения.
– Если бы в московские храмы на Пасху пришли бы 20% православных, там бы пройти было негде, как возле московских мечетей в мусульманские праздники.
– Спрашивайте у «Левада-Центра». О том, сколько в России православных, в последние годы написаны десятки книг. Социологи насчитали пять градаций воцерковленности. И никаких 2% воцерковленных никогда в жизни не было! Это миф атеистов. Тех, кто молится и постится, в 1990-е годы было 5%. Потом – 7%. Сейчас – 11%. Это много, миллионы людей. Больше, чем население некоторых стран.
– Но значительно меньше, чем тех православных, кто в церковь не ходит.
– Здесь много причин, но главная – 70-летняя направленность советской власти на искоренение религиозного сознания в России. Некоторые историки и мыслители считают, что это была основная цель революции 1917 года. И дело здесь не только в том, что разрушили 50 тысяч храмов, закрыли монастыри и почти все церковные учебные заведения, уничтожили издательства и типографии, запретили социальную работу и прочее, а в том, что планомерной работой на протяжении этих десятилетий была изъята из русской души ее метафизическая основа.
– Советской власти уже 20 лет нет. Однако возврата к тому, что было до революции, тоже не произошло.
– Из души вынули целый орган. И восстановить за 20 лет то, что накапливали десять веков, нереально.
Александр Колесниченко
|