ЗЕМНАЯ ИДЕЯ
В статье «Возродить российскую деревню способны инновационные территории», изданной отдельной брошюрой накануне Всероссийской научно-практической конференции в Вологде (состоялась 23 - 24 марта), М. Е. Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, пишет: «Еще 10 - 15 лет назад российскую деревню могло спасти массовое строительство дорог. Еще 5 - 10 лет назад агропроизводство, составляющее основу сельской экономики, могли поддержать разумные кредиты и доступ к современным технологиям. Сегодня эти шансы упущены, и нужно рассматривать программу возрождения российского села как крайнюю меру по сохранению государственного контроля над значительной территорией страны, некогда обеспечивающей ее благосостояние, демографию, продовольственную безопасность».
Задаюсь вопросом - отчего могли спасти нашу деревню 10 - 15 лет назад дороги? Исход из наших деревень начался гораздо раньше - по дорогам и бездорожью, по чужой и по собственной воле уходили из деревень в поисках лучшей доли мужики, уезжали в школы-интернаты в райцентры ребятишки из дальних деревень (многие ли вернулись?), призывались в армию и не возвращались в родные места парни. Предпочитали тесниться в заводских общагах, спивались там, но не ехали домой. Почему?
А может это неизбежный процесс - исход из деревни? Ведь и во всем мире то же самое происходило и происходит. И стоит ли держаться-то за Русь избяную?..
Но ведь приходит понимание того, что и в больших городах жить - нормально, не подвергая угрозам свое и своих детей здоровье, почти невозможно (богатые люди уже давно так и делают - живут за городом, а работают в городе).
Возрождать ли, спасать ли деревню прежнюю, вековую - с избами и баньками, с огородами и скотиной в хлеву, или же строить какую-то новую деревню?..
Какой должна быть жизнь в сельской местности в двадцать первом веке?..
Деградация окружающей среды
Да, все уже было - «хрущевские времена», «центральные усадьбы», «бесперспективные деревни». И что же ничему не научило - запустевшие поля, потерянные для сельского хозяйства на многие годы сотни и тысячи гектаров земли - не результат ли того «хрущевского» объединения? Объединим оставшееся и похороним русскую деревню?
Нет - не объединение ради лишь «экономической выгоды» должно быть, а дорога, пусть грунтовая, но своевременно ремонтируемая, к каждой деревеньке; если и не газ, то, помечтаем, «альтернативные источники энергии» (простейший - дрова) в каждом населенном пункте...
Задача нашего поколения - не «оптимизировать», а сохранить ныне существующие сельские школы (и совсем необязательно, чтобы все они были «цифровыми», были бы учителя хорошие), библиотеки, дома культуры, почтовые отделения, а там где это необходимо - построить новые. Это огромная задача, способная сплотить народ. А русский человек без большой цели жить не может - просто красить бордюры у своего подъезда, очень уж простенькая задача для народа, создавшего великую страну и покорившего космос...
Экологически чистая среда обитания, отдельный дом, река, лес распахнутый простор, небо над головой должны быть доступны не только чиновникам и буржуазии, чьи особняки можно неожиданно увидеть в самых «удаленных» уголках «сельских территорий», но всем людям. И, убеждён, не надо лишать всего этого тех, кто уже живёт в сельской местности. Тем более тех, кто не просто живёт, а и работает там. Не надо переселять человека (или вынуждать к переселению «оптимизацией» школ и больниц) из отдельной избы в «отдаленной» деревеньке, и втискивать его в конуру городского типа на «центральной усадьбе». Надо сделать так, чтобы человек имел возможность заработать на жизнь рядом со своим деревенским домом или «приблизить» этот дом (то есть обеспечить людей дорогой и транспортом) к источнику дохода. Это мои мечты. Но я в этих мечтах не одинок.
То, что скучивание людей в городах и «центральных усадьбах» ведет к стремительной деградации окружающей среды и самих людей - это факт, который у всех перед глазами.
«Оптимизация» на селе
Но и там, « в отдельном доме на берегу реки», мне необходимы будут: работа, связь, возможность образования для детей... Разве невозможно всё это даже не заново построить, а в большинстве случаев сохранить или восстановить? Не верю, что не возможно. За десять лет в тридцатые годы была построена мощнейшая индустрия, обеспечившая победу в страшной войне. За тридцать лет прошли путь «от сохи до атомной бомбы». Если такие же усилия бросить на освоение заброшенных, «потерянных» в ходе всевозможных «укрупнений» и других экспериментов земель, если направить государственную пропаганду, на повышение авторитета жизни и труда на селе - если не всё, то многое можно сделать в этом направлении.
Возрождение села, должно стать государственной политикой. «Национальной идеей» это быть не может (думаю, что русская национальная идея - Царство Божие, в дольнем мире всё же недостижимая), но земной идеей, главным не на словах, а на деле национальным проектом это может быть и должно стать...
А вот чем заниматься там, в сельской местности, на свежем, так сказать, воздухе - это ещё один вопрос. Какой ей быть нынешней и будущей деревне, и что можно называть деревней?
Не русские крестьяне организовали мировой финансовый кризис, так почему же в русских селах и деревнях «оптимизируют» больницы и школы? Когда еще только пошли первые разговоры о кризисе, еще где-то там, за океаном, что сказал председатель нашего правительства? «Россия входит в кризис в отличной финансовой форме. Кризис коснется нас в наименьшей мере». Пусть ошиблись в расчетах. Пусть коснулся этот кризис нас в большей степени, чем думали, но почему за ошибки в расчетах опять расплачиваются крестьяне? Почему помощь была оказана в первую очередь банкирам? Не для того ли, чтобы они на самых льготных условиях кредитовали российскую экономику, в том числе и сельское хозяйство?.. Под какие проценты дают нынче кредиты сельхозпроизводителям, в том числе и «Россельхозбанк»?..
Нынешняя «оптимизация» на селе еще один страшный удар по русской деревне. Там, где нет школы, больницы, почты - может ли быть нормальная жизнь, может ли на такой территории развиваться производство? Ответ-то ясен. Нет, не может. Так почему же это делается?! Что, именно закрытие больниц или сокращение времени работы почтовых отделений в сёлах спасут от дефицита областные бюджеты?
Я уверен, что планы «по возрождению села» не только в министерских головах кипят. И сами жители сельской местности думают, как бы им свою жизнь обустроить. И не только думают, но и обустраивают, живут.
Приходит осознание того, что настаёт «время жить в деревне», возвращаться к традиционным ценностям, своим умом жить на своей земле.
Дмитрий Ермаков, писатель
|