ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Сразу предупреждаю: во мне говорит не московский снобизм. Моя бабушка по материнской линии приехала в Москву, спасаясь от раскулачивания. Так уж, видимо, повелось в нашей стране, что правды ищут у царя-батюшки, а спасения — в столице. Но вот вопрос: чего ищет сегодняшняя молодежь, ежедневно пополняющая ряды тех, кто приезжает покорять Москву?
Возможно, прозвучит довольно резко, но мое святое убеждение — молодежь едет в Москву из-за лени. Восемь из десяти, кто сегодня приезжает в столицу на ПМЖ, становятся банальными продавцами на рынках или устраиваются в качестве «прислуги за все» в полукриминальные фирмочки. Удача — если устроился менеджером по продажам или секретарем. Самым талантливым и одаренным, конечно, удается реализовать свой потенциал, стать высококвалифицированными специалистами или станцевать партию Одетты в Большом театре. В большинстве же своем эти мальчики и девочки так и остаются восьмым лебедем в четвертом ряду у пруда. Зато в Москве!..
Как ни прискорбно, но их утверждения, что в родном городе работы нет, — откровенная ложь. Просто там нужно было включить мозги и много трудиться. Проведя немало времени в командировках в разных городах, я видела, что работа там есть, а возможностей для реализации своих амбиций даже больше, чем в Москве. Только секретари там в таком количестве не нужны. Деревне, например, нужны не менеджеры, а фермеры, а это тяжелый труд. Хотя, если тебе так нравится продавать, почему бы не организовать поставки той же фермерской продукции предприятиям общепита ближайших городов? Но зачем так напрягаться, учиться вести переговоры, добиваться поставленной цели? Гораздо легче приехать в Москву, на родительские деньги снять квартиру, сесть за стол с компьютером и тупо обзванивать клиентов по уже созданным кем-то, более умным, базам. И получать за это деньги, которые в родном городе ты заработал бы только большим трудом.
По официальным данным, в Москве сейчас проживает около двух миллионов приезжих — это четверть населения столицы. Если вычесть стариков, которые, как правило, сидят дома, можно сказать, что приблизительно половина тех, кто сегодня ходит по улицам Москвы, — гости столицы. Часто слышу: мол, москвичи никогда не подскажут, как пройти, буркнут, что не знают, — в общем, недружелюбны и высокомерны. Вы никогда не задумывались, почему? Потому что они — не москвичи. Они не подскажут вам, как пройти к МХАТу или где находится Исторический музей просто потому, что этого не знают. И, что более прискорбно, не хотят знать! Зато, прожив пару лет в Москве, они будут с гордостью именовать себя москвичами, подчеркивая свое превосходство над теми, кто остался дома «поднимать целину».
Когда-то, еще в советские времена, количество приезжих в Москве жестко регламентировалось. Поколение постарше помнит такое слово — «лимитчики». Город выделял квоту на тех или иных специалистов, в которых нуждался, — медсестер, врачей, учителей. Не скажу, что все они были образцовыми членами общества, но такого хамского отношения к Москве, которое мы наблюдаем сегодня, у них не было. Они росли вместе с городом и становились его частью.
Введение подобных квот сегодня невозможно, хотя бы потому, что это будет трактоваться как ограничение свободы передвижения граждан. Но вот вопрос: что будет дальше? Неужели через несколько лет Москва станет городом приезжих, которым она, со своей уникальной историей и культурой, будет не нужна?
Дарья Макарова
|