НАЙТИ СЕБЯ
Театр кошек Юрия Куклачева известен во всем мире своей уникальностью и неповторимостью. Казалось бы, что делать создателю? Только почивать на лаврах. Но беспокойная натура кошачьего укротителя ищет новые возможности удивить зрителя, особенно маленького. И потому при театре решено организовать Культурный храм кошки. А еще он создал методику «Уроки доброты» для детей.
Говорят, все мы родом из детства. Как рассказывает Юрий Куклачев, желание стать клоуном появилось у него в восемь лет. До этого мечтал быть летчиком — не получилось, здоровье подвело. Но расстраивался маленький Юра не долго: папа принес телевизор — и надо же! На экране сам Чарли Чаплин! Его походка, трюки — все вызывало смех зрителей. Юра попробовал ему подражать и… сорвал первые аплодисменты.
— Нашел! — закричал он.
— Кого? — удивилась бабушка.
— Я нашел себя!— ответил тот. — Я буду клоуном!..
Куклачев становится серьезным:
— У моего близкого друга случилась трагедия: сын погиб от передозировки наркотиков. И я задумался: а почему я не стал алкоголиком или наркоманом? Ведь предложения выпить и покурить от дворовой компании поступали постоянно… У меня была цель! Я поставил ее перед собой в восемь лет и шел к ней упорно всю жизнь! Это было непросто. После того как меня не приняли в цирковое училище в седьмой раз, почти отчаялся! Год проработал в Народном цирке, стал лауреатом конкурса, а потом все-таки поступил… Из училища меня, кстати, отчисляли четыре раза. В последний раз из-за двух серьезных травм. Но я не сдавался, верил, что обязательно выйду на арену! «У тебя сердце клоуна!» — однажды сказал директор и дал возможность доучиться…
Найти себя теперь предстояло в творчестве. Куклачев мучительно размышлял о том, что же можно было придумать такого, чтобы не походить на великих цирковых артистов, таких как Карандаш, Юрий Никулин или Леонид Енгибаров. Именно с такими мыслями он возвращался домой, когда услышал по дороге жалобный писк: в кустах плакал брошенный котенок. Клоун принес его к себе, накормил, стал играть, и заглянул в кошачьи глаза…
— А глаза у кошки знаете, какие? — говорит Куклачев. — В них особая энергетика… С тех пор мы вместе с кошками уже сорок лет. Дрессировать их невозможно. Можно воспитывать, искать пути общения. Каждая кошка — индивидуальность, требует только ласки, любви и уважения.
Артист считает, что кошка помогла ему найти себя. А еще она может во многом помочь всем детям. Свои «Уроки доброты» Куклачев проводит уже более двадцати пяти лет.
— Какая у них цель? — задает он вопрос и сам же отвечает: — Через любовь к животным помочь детям раскрыть свои способности.
Кстати, методика опробована и на собственных детях. Старший из династии Куклачевых, Дмитрий, пошел по стопам отца. Его воспитанник — знаменитый по рекламе кошачьего корма проказник кот Борис — известен во всем мире. Второй сын, Владимир, выступает с собственной танцевальной труппой. В репертуаре есть номер, который называется «Танцы с кошками». Дочь Катя — прекрасная художница, ее портретная галерея четвероногих артистов завоевала множество поклонников как в нашей стране, так и за рубежом.
Зарождение души
Первые «Уроки доброты» прошли во время гастролей театра кошек во Франции. После этого к ним появился интерес и в России. Всего, по подсчетам Куклачева, в них приняли участие более двухсот тысяч детей. Опыт оказался настолько положительным, что клоун написал… методические пособия для учителей. Книги не только получили положительные отзывы детских психологов и педагогов, но и вошли в школьную программу в раздел «Дополнительное образование».
Рассказов в книгах много, темы самые разные:
— Я пишу о любви, о взаимоотношениях между людьми, о том, как победить свои страхи, и о том, как важно слушать свое сердце. Воспитание должно предшествовать образованию — только так! В противном случае, мы получим знающих, но бесчувственных специалистов.
Божество в интерьере
«Уроки доброты», представления Театра кошек — этого Куклачеву казалось недостаточным. Возникло настоятельное желание создать то место, где ребята и взрослые смогли бы увидеть редкие породы кошек в интерьере, научиться общаться с этими животными, получить мастер-классы по их воспитанию, одновременно приобщаясь к прекрасному.
Сейчас в театре живут и работают 120 мохнатых артистов 36 пород. По словам создателя, их численность будет увеличена до 150.
В Культурном храме кошки посетители смогут увидеть их в естественном для породы интерьере. Для сибиряков создадут небольшой лесной уголок, роскошные персы будут нежиться на персидских коврах, а короткошерстные американцы смогут продемонстрировать свою грацию на фоне небоскребов Манхеттена. Так вместе с биологией дети будут изучать и географию.
— В чем здесь отличие от зоопарка? — говорит Куклачев. — В том, что в нашем Культурном храме на кошек можно не только смотреть, но и общаться с ними. Это очень пригодится в дальнейшей жизни! Как-то пришли к нам в театр мама с дочкой. Смотрю, а дочка гладит кошку… против шерсти! Я сразу обратился к родительнице: «Мама! У вас дочка не умеет гладить кошек! Это ужасно! Она должна этому обязательно научиться, иначе и любимого мужчину, когда вырастет, тоже будет гладить против шерсти!». Научить ребенка устанавливать контакт с кошкой — это очень важно! Конечно, перед тем как пустить малыша к четвероногим артистам, мы наденем на него бахилы и попросим помыть руки. Спрашиваю:
— А если у ребенка аллергия?
— Кстати, у сына Димы тоже была аллергия на кошек. С недугом можно справиться с помощью специальных дыхательных упражнений. Этому тоже мы будем учить наших маленьких посетителей. А еще с ними будут работать психологи. Кроме того, мы, для усиления позитивного воздействия на ребят, подбираем специальную музыку, свет — это тоже имеет свой «лечебный» эффект.
— За счет чего происходит пополнение труппы?
— За счет собственных кадров! Наши артисты — это третье-четвертое поколение животных, рожденных в нашем театре. Кстати, тот самый знаменитый кот Борис однажды пробрался на «женскую половину», после чего в театре случился демографический взрыв. В Москве даже анекдот ходил: «В театре Куклачева продают котят. Пятьдесят рублей за ведро!». Кстати, за здоровьем питомцев следят три штатных ветеринара, а потому кошки у нас живут долго — от 18 до 25 лет!
Лариса Алферова
|