ДЛЯ РУССКИХ ВСЕ МОРЕ ПО КОЛЕНО!
Нынешний год, по решению Президента Российской Федерации и премьер-министра Итальянской Республики, объявлен Годом культурного обмена между Россией и Италией. Сложно подсчитать, сколько самых разных мероприятий прошло только в Москве. В череду их вписались и концерты Людмилы Крыловой, художественного руководителя и дирижера хора церкви святых Козьмы и Дамиана в Кремоне, президента Музыкальной ассоциации «Ступень к Парнасу».
Интригой для меня стало то обстоятельство, что москвичка Людмила Крылова приехала в родной город… представлять культуру Италии. Почему так сложилась ее жизнь?
Родилась под музыку
— Я родилась в Москве, в семье музыканта Бориса Наумовича Азбель. Отец был любимым учеником Елены Фабиановны Гнесиной, прекрасно читал ноты, а транспонировал просто с лету. Словом, я родилась под музыку…
Когда училась в музыкальной школе, папа в конце каждого учебного года водил меня к Елене Фабиановне, и я играла ей всю программу. Для всех это было событием грандиозным, а для меня — нет. Я воспринимала Елену Фабиановну как свою бабушку. Она ко мне очень хорошо относилась, а к моему отцу — просто как к родному сыну, писала ему письма на фронт. Позже у меня была учительница Ирина Ивановна Савина, прекрасный педагог, наследница фортепианной школы Генриха Нейгауза. Поэтому я считаю себя его внучкой по фортепианной линии. Потом поступила в Гнесинский институт и вышла замуж…
Скрипичный мастер
- Муж мой, Александр Крылов, играл на скрипке, он был исключительного таланта человек. Еще до женитьбы мы с ним бегали по чердакам и помойкам, куда выбрасывали после ремонтов или сноса домов мусор, искали половички кленовые и еловые, потому что части скрипки состоят из этих двух сортов дерева. Саша делал маленькие скрипочки. Постепенно увлекся, стал приобретать дерево на Кавказе и делать настоящие скрипки. Потом был Всесоюзный конкурс скрипичных мастеров в Москве, к нам из Милана приехал знаменитый скрипичный мастер Саккони. Он заметил Сашу и пригласил его в Италию учиться в школе скрипичных мастеров имени Страдивари…
Это было в начале 1971 года, весной. Саша тогда учился на четвертом курсе консерватории, а, по правилам, чтобы продолжить учение в Италии, надо было иметь высшее образование. И тогда в полной мере проявился его талант. Он сдал все экзамены за пятый курс, в начале сентября 71-го года сыграл диплом на «отлично» и улетел в Италию. Я проводила его в аэропорт. Рыдала… Моему сыну Сереже шел восьмой месяц, а самолет, как мне казалось, улетел в неизвестность…
Имя этой неизвестности — Кремона, родина не только Страдивари, но и блестящей плеяды гениальных скрипичных мастеров — семейства Гварнери и Амати. Сашу приняли в академию сразу на последние два года. Окончив ее, он вернулся в Москву, в мастерскую Московской консерватории, уже как скрипичный мастер. Когда нашему сыну исполнилось четыре года, Саша сделал ему маленькую скрипочку, и мы стали с ним заниматься. В шесть лет мой сын начал играть сольные концерты. В семь поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а в десять выступал с оркестром. Я преподавала фортепиано в ЦМШ и играла с ним в концертах…
Наступил 1989 год: мы поехали в Италию как туристы, на месяц, а задержались на годы. Больное сердце мужа итальянские врачи поддерживали десять лет — к сожалению, в Москве тогда необходимого лечения мы получить не могли.
Судьбоносная миссия
— Все двадцать лет в Италии я занималась педагогической деятельностью. В 2003-м решила организовать концерт, посвященный Сергею Сергеевичу Прокофьеву, к 50-летию его ухода из жизни. В Кремоне не очень хорошо знают Прокофьева. Я сказала: «Ах, так! Организую концерт, и вы все поймете». Успех был грандиозный!
Тогда же я организовала хор из прихожан церкви святых Козьмы и Дамиана. Они сами меня попросили об этом, узнав, что я музыкант из России. Мы занимались, и, видимо, успешно, потому что нас стали приглашать. В конце концов я решила: поем хорошо здесь, почему бы не спеть в Ватикане? Для русских же море по колено! Написала письмо, что хочу привезти мой хор для участия в святой мессе, в программу включила русскую музыку. И мне разрешили!..
В конце мессы мы должны были спеть «Господи, помилуй» Чайковского в моем переложении для хора. Я испытывала такой душевный подъем, думала, в самом деле взлечу…
Помню свой первый год в Кремоне, когда я стояла на соборной площади, смотрела на величественное здание собора и думала: «Боже мой, хоть бы меня пригласили в хоре петь, я же прекрасно читаю ноты…» Но никто не приглашал, теперь я понимаю, почему. Я должна была организовать свой хор. Это моя судьба, моя миссия.
Незримые узы
Октябрь в Италии — месяц Мадонны, Богородицы. У хора Людмилы Крыловой уже расписаны все воскресенья. А надо еще готовиться к Рождеству, концерты начнутся с 7 декабря. Потом Пасха, а еще концерты на Великие праздники и праздник города…
Я слушала Людмилу Крылову и думала: какая счастливая, цельная судьба. Но ничего не дается без труда. И только отдавая, можно чего-то достичь. Хор, которым руководит наша героиня, — любительский, и за эту работу Людмила не получает денег.
Несмотря на большую трагедию — потерю мужа, Людмила не склоняет голову перед судьбой. Она верит в свою профессию, в людей, с которыми и делится своим отношением к искусству. А иначе никто не запоет и не заиграет. Глядя из зала на сцену, на Людмилу, на участников хора неизвестного нам итальянского городка, вдруг понимаешь, что все эти люди связаны не только музыкой, но и незримыми человеческими узами. Они помогают друг другу жить, наполняя свое существование смыслом и обогащая своих слушателей чистой и бескорыстной духовной энергией, которую не измерить ни в каком звездном эквиваленте. А люди в зале, любуясь ими и вдохновляясь их искусством, в очередной раз убеждаются в победе духа над обстоятельствами жизни.
Александра Королева
|