НАКАЗАНИЕ ОТЦА ИЛАРИОНА
Эта история не дает покоя не только интернет-пользователям, которые активно общались с популярным в Сети отцом Иларионом, но и прихожанам, знавшим его в миру как насельника Воскресенского мужского монастыря Ермолинской пустыни, что в Ивановской области. Иеромонах уже второй месяц лишен общения с мирянами через Интернет и даже по телефону. За что наказали проповедника?
Работал на Ходорковского
Отцу Илариону, в миру Семену Соколовскому, 60 лет, из которых 20 он монах. В Ермолино его впервые в 1984 году привезла жена. У них в семье именно она была верующей, а Семен пришел в церковь скорее «за компанию». Уже тогда Соколовский был талантливым программистом, а к концу 80-х и вовсе имел шанс неплохо подняться. Он работал на Ходорковского, написал компьютерную программу для банка МЕНАТЕП, что позволяло вполне прилично существовать в голодное перестроечное время.
Свой путь к Богу сам Иларион считает процессом долгим и, по сути, еще не законченным. Со стороны его воцерковление выглядело куда как проще. В 1991-м Соколовский окончательно переехал в Ермолино и был рукоположен в дьяконы. Говорят, супруга восприняла этот шаг с энтузиазмом, обещала с тремя детьми приехать в Ермолино, стать примерной попадьей. Но обещаниями их семейная жизнь и закончилась. К концу года Семен просто попросил постричь его в монахи, получил церковное имя Иларион.
При прежнем епископе в Ивановской епархии к ермолинским благоволили и даже приход преобразовали в обитель. Отцы вели занятия в ивановской семинарии, Иларион, например, преподавал философию. Кроме того, он выпускал религиозно-философский альманах. Но в 2006 году вместо владыки Амвросия в епархии править бал стал Иосиф, и ермолинские впали в немилость. Преподавать и издавать им благословения не дали.
Монахи смирились с таким положением вещей и продолжили свое деревенское существование. Соколовский научился не только полоть огород, но даже варить сыр. «Будучи уже в монастыре, я живо заинтересовался сыроварением, благодаря чему монастырская сыроварня работала на полную мощность – летом перерабатывалось до 300 л молока в день», – это из последнего, что рассказал о себе отец Иларион. Прежде чем лишиться связи с миром.
Келья-камера
Когда в Ермолино появился слабенький Интернет, Илларион начал общаться с народом через социальные сети. «В твиттере я зарегистрировался года 3 назад: я услышал о нем в Интернете, и мне стало любопытно, что это за «зверь» такой. Но активности я не проявлял, – рассказывал накануне ссылки Иларион. – А потом я обнаружил, что твиттер – это, в частности, замечательный инструмент для ментального оздоровления общества, и понял, что поэтому мы с ним еще долго будем нужны друг другу». Вот любовь к этому «зверю» и подвела отца Илариона под монастырь во всех смыслах.
24 августа троих отцов из Ермолино, среди которых был и Семен Соколовский, вызвали в епархию. Дисциплинарная комиссия, а в нашей церкви есть и такая, хотела запретить Илариону служение, но владыка Иосиф «смягчил наказание» и отправил на год в Николо-Шартомский монастырь. «Срок» Иларион получил «без права переписки»: ноутбук и телефон отобрали, на связи с внешним миром благословения не дали.
О том, что отца перевели и запретили ему звонить даже родственникам, дочь Анна прочитала в Интернете.
– Он лишен общения: и Интернета, и мобильного. То есть у меня сейчас нет возможности позвонить и узнать, как он себя чувствует, – переживает Анна Соколовская.
Забеспокоились не только родные, но и интернет-собеседники.
«Иларион пропал! Его держат в заключении», – бросили они клич и стали обращаться за помощью к церковным и светским властям. Для начала припомнили еще майскую историю, когда Илариона уже пытались отлучить от Интернета. Тогда он оставил на своей странице сообщение с просьбой простить его за неумышленное причинение вреда кому-либо, отстранился от общения в Сети, оставив для желающих пообщаться адрес электронной почты. Правда, тогда через какое-то время запрет на твиттер с отца сняли. На сей раз чуда не случилось. И блоггеры кинулись собирать подписи в его защиту. Писали Патриарху Кириллу и губернатору Ивановской области Михаилу Меню. Последний призыв услышал, обещал помочь. Но владыка Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский, указал власти светской не вмешиваться в их дела церковные. Патриарх мирянам пока не ответил. Те теперь собираются дойти до президента Медведева.
От лица РПЦ на все вопросы мирян готов дать ответ секретарь Иваново-Вознесенского епархиального управления игумен Виталий (Уткин):
– Данный клирик активно занимался политической деятельностью, включая прямую политическую агитацию, что воспрещено священнослужителям внутренними установлениями церкви. Кроме того, было выявлено слабое знание им богослужебного устава и церковных канонов. Отец Иларион отправлен в Николо-Шартомский монастырь сроком на год для приобретения опыта монашеской жизни, то есть церковь заботится о душе монаха. И в монастыре, кстати, очень хорошее питание. А правила его проживания в монастыре абсолютно идентичны правилам жизни всех других насельников этой обители, – категоричен игумен Виталий.
Агитировал за эсеров
Игумен Виталий даже подборку крамольных высказываний нерадивого монаха подготовил, чтобы народ неразумный понял, за что того отправили «приобретать опыт монашеской жизни».
«Ходорковский честно вел свой бизнес (2-й суд рентгеновски подтвердил это). А все его деньги они взяли себе. Просто до смешн» (3 марта).
«20 лет назад я жил в Москве, работал в программистском кооперативе и чуть не стал сподвижником Ходорковского. Но Бог увел меня сюда!»; «Я программировал. В 1986 году получил серебряную медаль ВДНХ на свою СУБД. Закончил МГПИ им. Ленина в 1973 году. С Богом не согласен!»; «Не согласен с тем, как Он распорядился моей судьбой: запихнул меня в тьмутаракань ивановскую. Здесь даже нет газа. Инет через модем» (11 марта). И тогда же: «Голосуйте за «Справедливую Россию»! Электричество в РФ уже к 2014 г. станет дороже, чем в США». «Народ» и Путин – понятия несовместимые! Раз у нас жизнь их совмещает – значит, народа нет. Однозначно!»
И еще с десяток таких примеров. Казалось бы, цитаты говорящие и не требующие каких-либо комментариев. Только всегда есть нюансы, которые даже церковнослужители предпочитают оставлять за скобками. Например, политика в записях Илариона возникала лишь в дискуссии: его спрашивают – он отвечает. Так, он похвалил тексты Прохорова и в запале ответил на вопрос «Что делать, если все воруют?»: «Голосуйте за «Справедливую Россию».
Да, дело было накануне мартовских выборов, и его за эти политические «грехи» весной на дисциплинарной комиссии уже журили. И он уже покаялся. Но некоторым деятелям РПЦ этого показалось мало. Популярный блоггер все-таки стал неугоден.
Сейчас Иларион проводит время в молитвах и послушании. Он стоит перед непростым выбором: вернуть себе «онлайн-статус» можно, но придется покинуть церковь. Стать расстригой отец Иларион пока не готов. Не готова к такому повороту и РПЦ: самовольный расстриг нынче для них – как стрельба Евсюкова в супермаркете для МВД. Однако ж и смириться с неконтролируемой сетевой активностью, которая оборачивается агитацией не за ту партию, священнослужители не могут.
Екатерина Барова
|