ПОСОЛЬСТВО МИРА
Удивительному семейному ансамблю «Благая весть» в этом году исполняется 20 лет. Сначала слушатели удивлялись тому, что на сцене стоят и поют девять родных братьев и сестер, затем тому, что такой маленький ансамбль поет как большой академический хор, затем – что в коллективе есть еще и солисты, ну, и наконец, тому, что в репертуаре у них более четырехсот произведений различных эпох и стилей. Эта семья уже привыкла удивлять. Составляющие успеха – так они считают – это и врожденная музыкальность, и упорный труд, и старание преумножить то, что дано Богом.
До просторной кухни, где мы сидим с Екатериной и отцом Симеоном Аветисян, из комнаты доносятся звуки фортепиано. Все, кто уже дома – а дома, несмотря на поздний час, еще не все – заняты делами. Но, даже на минутку заглядывая на кухню, девочки обязательно предлагают подлить чаю, а мальчики просто приветливо улыбаются.
Вокальный семейный ансамбль «Благая Весть» был образован в 1991 году. Его название связано с фамилией участников. В переводе с армянского Аветисян значит Благовещенский. Под началом профессиональных музыкантов и талантливых педагогов Екатерины и Симеона Аветисян из семейного хора вырос коллектив с мировой известностью – ансамбль выступает в России и за ее пределами. Коллектив и его участники имеют международные награды и дипломы. А бессменный руководитель и любимая мама Екатерина Аветисян удостоена медали «За любовь и верность», а также Патриаршего «Знака Материнства» I степени.
«Зато интересно!»
В их музыкальном «багаже» русская духовная музыка и армянские песнопения, народные песни и хоровая классика. Свой огромный репертуар они постоянно обновляют. «Дети сами, бывает, подходят, говорят: мама, а вот такое мы нашли, попробуем?» – рассказывает мама девятерых детей, руководитель ансамбля Екатерина Аветисян.
За девятнадцать лет существования ансамбля дети уже успели вырасти. Сегодня самой старшей участнице 27 лет, а самому младшему – 13. Как у родителей, так и у детей колоссальная занятость – родители и старшие преподают в Детской музыкальной школе имени Гнесиных, средние и младшие учатся и поют в церкви, у мамы еще и детский хор «Московские колокольчики», а папа служит диаконом в православном храме. Но в очередной раз, удивляя контроль в аэропорту, они предъявляют одиннадцать паспортов с одной и той же фамилией и огромным количеством виз в каждом и отправляются в Европу, Китай или Латинскую Америку с концертами.
На вопрос «как вы все успеваете?», отвечают: «А мы и не успеваем. Но зато интересно!»
Память сердца
Екатерина Аветисян – москвичка в пятом поколении. А отец Симеон из семьи кадрового офицера Советской Армии, и потому сменил множество городов. Живут супруги в российской столице. Отец Симеон – клирик храма Русской Православной Церкви. Но все, что связано с Арменией, ее традициями и Армянской Апостольской Церковью, они очень бережно хранят в своих сердцах.
Екатерина Арамовна показывает старую-престарую фотографию: мужчина с завитыми усами, строго вида женщина и пятеро детей. Прадед был гусаром царской армии, погиб в 1915 году, прабабушка – преподаватель в школе – умерла от голода в Варшаве. Детям она отдала фотографии и все ценности и велела добираться до России.
Отец Симеон знает свою родословную по отцовской линии до 1715 года. Не без гордости говорит: отец – участник обороны Москвы, дедушка в русско-японскую войну в царской армии служил, прадед был священником…
Многие ли сейчас похвастаются такой же памятью о своих предках? А эта семья помнит и знает, что традиции двух народов – русского и армянского – за времена своего соседства переплелись тесно и неразрывно.
Сила песни
«Сегодня у нас очень мало настоящей народной музыки – то, что мы слышим, в основном кабацкое шоу. Духовная музыка вообще мало кому интересна. За рубежом, наоборот: там «на бис» просят исполнять духовные песнопения, хотят слышать русские и армянские народные песни», – делятся своим опытом музыканты.
Обидная и грустная констатация факта, но еще обиднее другое: «У нас народ разучился петь, – говорит Екатерина Аветисян. – А ведь какая в пении сила! Вот, например, Прибалтийские республики – маленькие, но сплоченные. За счет чего? У них на каждом углу, в любом магазинчике можно встретить поющих людей. Там соберется несколько человек – и уже поют. У нас попробуй – скажут, ненормальные».
А эта семья поет. На концертах, на дружеских застольях – есть даже специальная «застольная» программа – и даже в путешествиях. «Однажды после долгого перелета во время промежуточной остановки в аэропорту эквадорского Гуаякиля, – рассказывает отец Симеон, – пассажиров не выпускали из самолета. Кто-то из летевших с нами узнал, что мы семейный ансамбль, и нас стали просить выступить. И мы, несмотря на усталость, развлекали своим пением пассажиров и экипаж. Концерт «в полевых условиях».
Сливаются их голоса в единую красивую песню, прочнее и крепче становятся связующие их нити, не теряется вековая память традиций.
«Мы приезжаем за рубеж, и там нас воспринимают как русских, потому что мы из России. И вся музыка – украинская, белорусская, армянская для них русская, – рассказывают участники ансамбля. – Мы для них с одной стороны представители культуры, а с другой – одна большая, дружная, радостная семья. Наверное, наш ансамбль можно назвать маленьким Российским посольством мира».
Александра Оболонкова
|