САВВА ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
Прошло больше века, когда в России появился призыв о «социально ответственном бизнесе». Савва Мамонтов был первым и самым показательным «социально ответственным бизнесменом», делавшим добрые дела не по призыву главы государства, а по велению души, а значит, красиво, легко, весело. Современники прозвали его Савва Великолепный.
Вряд ли кому-нибудь из ныне живущих олигархов современники дадут подобное прозвище. Хотя еще не вечер... Возможно, модное возрождение в новом формате традиций старорусских буржуа, когда богачи окружают себя представителями творческих профессий, не только отжигая с ними на тусовках, подкидывая денег и продвигая «в телевизор», но давая возможность пробиться талантам, не такой уж плохой тренд.
В 170-летнюю годовщину со дня рождения Саввы Мамонтова вспомним, каким был этот великодушный богач, самый знаменитый российский благотворитель.
«Богатыри». Не вы
Свое подмосковное имение «Абрамцево» Савва Мамонтов перестроил таким образом, чтобы в нем могли разместиться художники, многие из которых тогда еще были никому не известны. Именно в имении Васнецов написал «Аленушку», «Богатырей», «Ивана Царевича на сером волке»; Репин - «Запорожцев», «Не ждали»; Поленов - «Московский дворик» и «Христос и грешница»; Серов - «Девочку с персиками» (любимую дочку Мамонтова Веру). В многочисленных абрамцевских кустарных мастерских Мамонтова расцвел талант и Врубеля.
Васнецов всю жизнь хранил письмо Мамонтова: «Если ты бодр, здоров и весел, это все, что нужно, и за успехом дело не станет. Если ты станешь предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то я изругаю тебя. Ты прочно сидишь в сердцах людей, выразив¬ших тебе дружбу искренне. А это сознание - хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним».
Жить и петь играя
Уже будучи знаменитым железнодорожным магнатом, Мамонтов открыл частную оперу, провозгласив для нее принцип: «Петь нужно играя». Мамонтов и сам занимался оперным искусством. Когда он в молодости жил в Италии, у него обнаружился прекрасный бас и он даже получил приглашение в оперный театр в Милане. Но помешал бизнес.
В своей частной московской опере Мамонтов был и режиссером, и вокалистом, и антрепренером, и костюмером, и декоратором, привлекая для оформления постановок своих любимых художников. Есть мнение, что частный оперный театр миллионер создал не только ради «чистого искусства». Будучи счастливо женатым на красавице Елизавете, которая была младше его на 18 лет и родила пятерых детей, Мамонтов увлекся оперной певичкой Татьяной Любатович (она запечатлена на картине одного из подопечных Мамонтова - художника Коровина). Супруга об увлечении знала и очень страдала, но Любатович стала примой мамонтовского театра.
А однажды в Мариинском Мамонтов услышал потрясшего его никому не известного певца. Это был Шаляпин. Мамонтов пригласил артиста в свой театр и создал для него суперусловия. «Феденька, можете делать в этом театре все, что хотите!» - сказал ему Мамонтов. «Впервые я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить препятствия», - вспоминал Шаляпин. Многие шедевры русской оперы, признанные в мире, были поставлены в театре Мамонтова.
Потом магнат задумал построить в стиле модерн огромный культурный комплекс, включающий театральный зал в шесть ярусов, художественные галереи, рестораны, бальные залы, библиотеки. Так возник «Метрополь». «Принцесса Греза» для украшения здания была создана Врубелем.
В гору шли и бизнес-дела Мамонтова, он был одним из популярнейших персон в Российской империи. Один из современников писал: «Мы, люди искусства, должны Мамонтову заживо памятник поставить. Миллионер-железнодорожник и кругом артист оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, Шаляпина открыл и на ноги поставил, Васнецова в люди вывел, Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным».
Олигарх за решеткой
Но внезапно Савва Иванович был арестован за финансовые нарушения. До сих пор нет точной версии, кто виновен в крахе Великолепного. То ли завистники, то ли патрон Мамонтова - министр финансов Витте, то ли конкуренты. Подопечные художники собирали подписи в защиту олигарха. А вот «любимый Феденька» Шаляпин на письмо Мамонтова из тюрьмы не ответил. Да и фаворитка Татьяна Любатович спешно продала костюмы и декорации и с деньгами уехала из Москвы.
Савва Иванович провел в одиночной камере пять месяцев. Имущество его было распродано.
Защищал Мамонтова на суде в 1900 году знаменитый адвокат Плевако, его однокашник по юрфаку. Он говорил в суде: «Если бы Мамонтовым не помешали - все их грехи были бы забыты и Россия обогатилась бы и новыми путями сообщения, и новыми заводами, которые в русских руках служили бы государству». Присяжные вынесли вердикт «Не виновен». Савву на руках вынесли из зала суда. Люди его обожали.
После освобождения Мамонтов отошел от дел. Он поселился в скромном доме на Бутырской заставе в Москве и открыл керамическую мастерскую. К нему по-прежнему ходили художники..
Умер Мамонтов весной 1918 года. Россия в смерчах революций потери великого мецената не заметила...
Мнение историка
Современные богачи - иные
О феномене Мамонтова рассказал доктор исторических наук, академик ¬РАЕН Владимир Лавров.
- Владимир Михайлович, почему в России появился такой уникальный высококультурный меценат?
- Культурный уровень российского дворянства возрастал столетиями и достиг своего апогея как раз во второй половине ХIХ - начале ХХ века, когда жил Савва Мамонтов. Столь высокий уровень не создаваем отдельными реформами, за ним именно многие столетия поступательного развития страны, обеспечивавшей достойное существование образованным людям. Одновременно из крестьян вырастали первые поколения буржуазных предпринимателей (купцов), причем пусть не большинство, но среди них было и немало «богатевших в Бога», то есть не только ради себя, а ради России. Наконец, среди разночинной интеллигенции сформировалось стремление послужить умениями народу; тогда оно способствовало появлению инженеров мирового уровня, высококвалифицированных земских врачей и т. д. Все это порождало отдельных предпринимателей, подобных Мамонтову.
- Кто должен помогать культуре - частный капитал или государство?
- Нельзя сравнивать капиталиста позапрошлого века и нынешнего. Предприниматели ХIХ - начала ХХ века создали конкурентоспособную экономику и вывели страну на первое место в мире по темпам промышленного развития. А что сделали постсоветские буржуа? Наши миллиардеры разбогатели в результате приватизации и высоких связей. Они богатеют в себя, а не в Бога. Что же касается государства - культурное государство обязано помогать культуре. От уровня и характера его помощи можно судить о культурности властей предержащих.
Лариса Кафтан
|