БАТЮШКА-РОКЕР ЭПАТИРУЕТ ПРАВОСЛАВНУЮ ПУБЛИКУ
Игумен Ростислав - настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни - в церковной среде слывет оригиналом: в прошлом авангардный художник и завсегдатай богемных тусовок, ныне - очень своеобразный священник. Несмотря на одаренность и «художественную родословную», связать судьбу с красками Ярослав Якубовский (мирское имя игумена) решил не сразу: помятуя о незавидной репутации живописца-отца, он сначала поступил в строительный техникум, потом отслужил в советской армии, где, по собственным словам, малевал «портреты вождей». Не сумев закопать талант в землю, по возращении в родной Павлодар парень устроился художником в местный ДК - с этого, в общем-то, все и началось.
- Я сошелся с авангардными художниками, среди которых были Вадим и Николай Овчинниковы, знакомые с Евгением «Дебилом» Кондратьевым и другими интересными личностями. В итоге честно отработав год на исторической родине, я рванул к родственникам в Петербург - поступать в художественный вуз, - смеясь рассказывает настоятель. - Через пару недель учиться раздумал: в нашей среде высшее образование особенно не котировалось.
Противники заскорузлого академизма, советские авангардисты, черпали вдохновение в религиозно-философских текстах - они-то и посоветовали «новобранцу» прочесть книгу Екклесиаста.
- Я был поражен, как все, что я знал до этого, уместилось в одной части Нового Завета, - делится настоятель. - Я начал запоем читать святых отцов, краем глаза, как почти все тогда, посматривал на восточную эзотерику - Блаватскую, Рериха… К православию пришел путем логическим: из всех пророков только Христос подтвердил свои слова делом, приняв ответственность за сотворение мира.
Страусиные яйца выгодны
Инока Ростислава, который четыре года реставрировал иконы в иконописной мастерской, патриарх за послушание и доброту сердечную повелел рукоположить сразу в настоятели - «поднимать» Успенское подворье из праха коммунистического да молиться с братией во спасение душ человеческих. Ни о каком загородном хозяйстве в те годы, разумеется, речи не шло - напротив, из-за дефолта в 1998-м даже монахам, привыкшим к строгому посту, пришлось потуже затянуть пояса.
Участок под поселком Сосновый Бор, который для игумена присмотрел батюшка из местной церкви, достался монастырю уже в 2000-х, - государство просто «списало» земли разорившегося фермера.
- Когда мы получили территорию, здесь была настоящая помойка, - вспоминает игумен, указывая на поле, у края которого угадывается сад. - Начали с малого: прибрались, провели электричество, посадили яблони и картошку. Потом я съездил в Финляндию и «заразился» идеей развести на подворье страусов - хлопот с ними мало, а с одного яйца омлета хватит человек на десять. Больше картошку мы не выращиваем - получается, что дешевле закупать на выручку с яиц, - резюмирует он.
Помимо древнейших пернатых, пчел, коз и коров, занятых в производстве продуктов питания, на территории подворья проживают «лентяи»: белки, хорьки и полосатые еноты, которых завели уже исключительно для декоративных целей.
- Это для детишек, чтобы приехали и посмотрели, - поясняет батюшка. - Трудимся мы в убыток, но и мир не без благодетелей.
А еще он разместил на первом этаже церкви выставку Юлии Косульниковой - современной и, к слову, весьма молодой петербургской художницы.
- Экспозиция будет постоянной, - подливает игумен масла в огонь. - Размещена она на цокольном этаже и не «вмешивается» в литургическое пространство. А почему, собственно, все церкви должны быть одинаковыми? Мы ориентируемся на людей с эстетически развитым чувством и никого силками сюда не тащим. Не нравится молиться в таком храме - пожалуйста, идите в обычный, где все «правильно», - аргументирует он и напоследок добавляет. - Бог создал всех нас свободными.
Байки и рок-н-ролл
О музыкальных вкусах игумена Ростислава братия в буквальном смысле наслышана - благо в «ушах» у него не только религиозные песнопения, но и качественный рок: King Crimson, Yes, Дэвид Сильвиан… Подобно вкусу к авангардной живописи, любовь к гитарному звучанию досталась батюшке в наследство от бурной юности, которая совпала с расцветом советского рок-андеграунда - явления, которое вряд ли бы состоялось без «битлов», «стоунзов» и прочих легендарных товарищей.
Есть у настоятеля и спортивный байк - правда, купил он его всего год назад и отнюдь не ради быстрой езды в компании брутальных бородачей.
- У меня Kawasaki 1 400 GTR, - улыбается батюшка. - Приобрел, чтобы быстро до города добираться: дел-то много, сейчас вот храм Успения Пресвятой Богородицы реставрируем. И потом, вы знаете, мотоцикл - он ведь помогает поддерживать хорошую форму: без него я, наверное, уже превратился бы в дряхлую медузу, потому что жизнь у нас хоть и насыщенная, но довольно плавная, - поясняет он и напоследок предостерегает. - Лучше-то сильно не разгоняться - расшибиться можно.
Константин Худяков
|