КУЛИБИНЫ XXI ВЕКА
Мы привыкли к тому, что новые технологии либо приходят в Россию с Запада, либо создаются на базе старых, еще советских научно-исследовательских институтов. Но вот создатели чебоксарского семейного предприятия "Гален", напротив, добились коммерческого успеха на том, что свои технологии внедряют на Западе. И создают материалы, не существующие в природе. О том, как был создан этот уникальный семейный бизнес, и о перспективах использования композитов в российской жизни рассказали хозяева "Галена": создатель и главный изобретатель Валерий Николаев и его старший сын Евгений — по совместительству коммерческий директор компании.
Вложил деньги в композиты
Валерий Николаев: " Я начинал полностью с нуля. В начале 1990-х на наш оборонный завод по производству химической продукции, где я отработал химиком-технологом более 20 лет, пришла конверсия, и основная наша продукция стала никому не нужна. Вот пришлось думать, что делать дальше и как кормить семью. Ну, выбора-то особенного не было... Сначала я занялся переработкой гальванических отходов — в средства для выделки кож. Потом стал строить установки по переработке жидких отходов от производства кабелей, строил их в Рыбинске, во Владимире, у себя дома, в Чебоксарах. Работал круглые сутки, хотя большого дохода мне это занятие не принесло. Конечно, на хлеб хватало, но не более. Кстати, эти мои установки работают до сих пор. Потом занялся упаковкой растворителей и других химикатов. Дело в том, что наш чебоксарский "Химпром" отгружал растворители только цистернами и вагонами, а для розничной торговли, сами понимаете, нужны упаковки поменьше. И я открыл небольшое предприятие по дополнительной очистке продукции и по расфасовке. Потом наступил кризис 1998 года, который нам, как всем прочим отечественным производителям, дал огромный импульс для развития — зарубежные аналоги нашей продукции стали недоступны для потребителя, а наш товар был раскуплен. Появились свободные деньги, и я стал присматриваться, куда их можно было бы вложить — не только с выгодой, но и с интересом для ума... "
Евгений Николаев: " Кстати, первоначально мы по настоянию мамы — она у нас врач по профессии — хотели заняться производством медицинской техники. Отсюда и возникло наше название "Гален" — в честь древнеримского врача Клавдия Галена, второго после Гиппократа медика античности. Но медицинское оборудование у нас так и не пошло, зато возник заказ на производство композитов, и эта тема оказалась отцу ближе".
Евгений Николаев: " По совету наших знакомых строителей мы решили заняться разработкой и производством композитной арматуры для гражданского и промышленного строительства. Дело в том, что тогда в нашей строительной отрасли как раз были разработаны новые требования по энергоэффективности, согласно которым все бетонные стены должны быть трехслойными — чтобы между внешним и внутренним слоями бетона помещался бы слой теплоизоляции. Требовались новые подходы к соединению слоев этого "сэндвича", и отец предложил вместо обычной стальной арматуры использовать композитные материалы. И в итоге он сам разработал весь производственный цикл".
Семейная конституция
Валерий Николаев: "Ну, это сейчас так просто все сказать: взял и разработал. На самом деле это был очень трудный процесс: не хватало ни опыта работы, ни знаний о полимерах. Все доставалось методом проб и ошибок. Ночью не спишь, все оцениваешь, стоит ли воплощать эту идею в металле или что-то другое придумать... Пробуешь и так, и эдак, а когда все скрутил как надо, душа просто поет от счастья".
Евгений Николаев: "Более 30% поставок нашей продукции идет на экспорт - в Великобританию, на Ближний Восток, в Северную Африку. Особенно оценили наш материал в Британии, где действует программа строительства энергоэкономного жилья. Также наши наноструктурированные материалы уже применялись при строительстве участка транснациональной трассы "Европа - Западный Китай" в Татарстане, моста в Великобритании, на шахтах Кузбасского угольного бассейна. В планах - запуск в серийное производство еще ряда разработок".
Валерий Николаев: "Наше предприятие семейное. На мой взгляд, это идеальное устройство бизнеса. Конечно, в свое время сыновья бунтовали, хотели куда-то уйти, но я так считаю: чем сильнее действие, тем сильнее сопротивление материала. И наоборот: если хочешь кого-то привязать к своему делу, то его стоит отпустить. Я отпускал своих сыновей на вольные хлеба, и они вернулись".
Евгений Николаев: "На мой взгляд, у нас с отцом сложилось идеальное партнерство. Понимаете, есть два подхода к бизнесу: когда изобретатель продает свой товар, ему интереснее быстрее выпалить свою идею потребителю, заинтересовать его открытием, а вот предприниматель, напротив, интересуется тем, что же в действительности нужно человеку. Отец у нас — настоящий изобретатель, его не очень-то интересует коммерческая сторона, зато я мало что понимаю в его технологических вопросах, и поэтому у нас получилась хорошая команда на стыке двух подходов. Конечно, присутствуют и споры, и серьезные разногласия, но, как записано в нашей семейной конституции, у нас каждый имеет право на ошибку. А ошибки — прощаются".
Валерий Николаев: "Семейная конституция — это документ в компьютере, где расписаны все базовые принципы нашей семьи: это честность, уважение, умение прощать".
Евгений Николаев: "Семейственность предприятия имеет как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, все важные решения принимаются очень быстро и оперативно, и это плюс. С другой же стороны, по-настоящему освободиться от работы нельзя ни на час. Сейчас мы боремся, чтобы наши семейные встречи не превращались в планерки. То есть общие вопросы еще можно обсудить, но говорить все время о работе уже тягостно... Есть и третья сторона медали: семейные конфликты. Скажем так, в семейный бизнес оказались вовлечены не все члены семьи, и, думаю, это нормально. Потому что семейственность не должна заменять профессионализм. Для меня идеалом является американский подход к семейному бизнесу, где наследник компании должен пройти все ступеньки карьерной лестницы — с самой низшей должности. Я сам работал у отца простым рабочим, разливал растворитель в бутылки, потом стал бригадиром".
Евгений Николаев: "Мы три года работали не покладая рук, чтобы стать проектной организацией Роснано — это очень почетное звание, дающее нам зеленый свет для сотрудничества со всеми российскими госкорпорациями. Это вопрос государственного значения, потому что именно за композитами будущее. Знаете, какова мировая статистика потребления композитов? В России производится 400 граммов композитов в год на человека. В Китае — около килограмма, а в США — свыше 8 килограммов. Сталь, алюминий — все это уже материалы прошедшего века, ведь даже нынешние самолеты на 90 процентов состоят из композитных материалов".
Валерий Николаев: "Если честно, то производство базальтопластиковых строительных конструкций мне уже не особенно интересно. Я это все уже придумал, создал, поставил, как говорится на ноги, теперь пусть сыновья все это дальше развивают. Мне же интересны новые направления — например, использование композитов в дорожных работах, в энергетике или даже в космосе. А что, зря, что ли, советские ученые о Луне мечтали?"
Владимир Тихомиров
|