Сергей ТАРАБАРОВ, культуролог: ЖИТЬ БЕЗ ИДЕИ ОПАСНО
- Вот вам пример: в 1972 году газета «Правда» напечатала письмо одного рабочего, написавшего про своего друга, который, вернувшись с войны и застав разруху, решил сделать свою семью счастливой. Он сильно работал. Был передовиком производства. Получил квартиру, купил холодильник, машину и построил дачу. А потом спился... Потому что больше осуществлять было нечего. Идея себя исчерпала. Началась пустота, которую он попытался заполнить суррогатом счастья, то есть водкой. И вот вам аналогия: когда в 70-х годах в СССР закончилась идея «Лишь бы не было войны» и связанное с ней будущее в виде светлого коммунистического рая, за неимением ничего другого начался застой. Не было такой идеи, которая бы объединяла нацию на некое напряжение, осмысленность труда и лишений.
- И что же, мы с 1970 года так и живем без идеи?
- Не совсем. Идеи бывают разными: одни принимаются народом, другие оказываются пустыми. В свое время, например, императрица Екатерина первой в России привилась от оспы и велела праздновать этот день как день победы над оспой: три дня с пушками и с салютами. И действительно праздновали, памятную медаль учредили. Потом перестали. Потому что это не было принято народом - праздновать, что человек привился от оспы.
- Но если бы это касалось каждого? Оспой, допустим, болели не все...
- Горбачевский лозунг «Каждой семье отдельную квартиру» был однозначно важен для всех, но на идею, ради которой стоит жить, не потянул. Это было просто признание того факта, что у нас пока еще не хватает квартир и их нужно побольше построить. Как и другая «идея», озвученная Горбачевым: «АвтоВАЗ станет законодателем мод в мировом автомобилестроении». Я видел лица рабочих, когда они это услышали...
- Ну хорошо, а план построения коммунизма, которым мы усиленно занимались почти двадцать лет, разве массы не объединял?
- Когда XXII съезд КПСС принял «Программу построения коммунизма», никто по-настоящему не вникнул в истинный смысл главного слогана (своего рода парафраз Ветхого Завета): «От каждого по способностям - каждому по потребностям». Что такое «каждому по потребностям»? Это ровно столько, сколько нужно. Когда Моисей водил свой народ по пустыне, Господь, который каждое утро давал хлеб, сделал так, что оставленный про запас хлеб на следующий день портился. То есть человек не мог копить и создавать излишки, у него было хлеба ровно столько, сколько ему было необходимо. Программа-мечта построения коммунизма безболезненно ушла в небытие, когда стало понятно, что ее экономическая часть - десяток параметров типа бесплатного жилья, образования, отдыха, медицинского обслуживания и питания на производстве и в школе - не может быть выполнена. Но свою роль программа выполнила, придав дополнительный смысл главной идее: лишь бы не было войны, а рай мы построим. Только нужно немного потерпеть.
- Но двадцатый век, слава Богу, расслабляться нам не давал...
- Во время войны главная идея, которая оправдывала любые тяготы, - выстоять любой ценой. После победы, когда все было в руинах, - идея восстания из руин, которую сменила другая идея: «Лишь бы не было войны».
Пустота приводит к обречению
- А когда, на ваш взгляд, для нашей страны началась эпоха безыдейности?
- Полагаю, с 70-х годов прошлого столетия. В общественном сознании это время отложилось как застой, причем во всех сферах: культурной, экономической, общественной. Как только что-то перестает изменяться, наступает пустота и смерть. И поэтому если у нас нет идеи и мы не можем непрерывно меняться и действовать, мы обречены.
- Может, не застой это был вовсе, а стабильность?
- Стабильность - как холестерин - бывает полезной и вредной. Бывает стабильность трупа. А бывает стабильность развития.
- Капиталистический строй вы к какому типу относите?
- Еще знаменитый Римский клуб предупреждал о том, что нужно срочно менять основные концепции идеи развития, потому что, если продолжать следовать дальше тем же путем, которым следует современный капитализм, это приведет к краху.
- Но подождите, мы еще не закончили с XX веком! К чему по вашей классификации можно отнести перестройку? К пустоте или идее?
- Итак: идея построения коммунистического общества в СССР провалилась, что стало ясно ближе к 70-м годам. Другая идея - консолидация усилий для предотвращения мировой войны - потеряла свою актуальность, когда с трибуны съезда КПСС - а тогда это была главная трибуна - было сказано, что мировая война не неизбежна. Стремиться стало не к чему. Образовался застой. Единственным способом его преодоления, предотвращения пустоты и смерти в результате застоя была перестройка или хотя бы ее видимость.
- Кому же эта перестройка, интересно, продлила жизнь, если страна в итоге развалилась?
- Людям, у которых возникла надежда, что мы меняемся. Гласность, несомненно, была хорошей идеей. Но в том виде, в котором она начала претворяться в жизнь, она стала пропагандой наоборот. Началась эпоха очернительства.
- Лет на десять ее хватило. Показали миру все грязное белье, которое у нас есть...
- И стали жить дальше. Сначала выживать, потом жить. А помните, какая идея стала тогда главной? Обогащайтесь! Иди на улицу и торгуй!
- Разве?
- Идею необязательно озвучивать. Просто все поняли, что пора идти. У каждого вокзала стояли сотни старушек, которые торговали. Иными словами, это была идея быстрого построения класса собственников.
Поскольку ничего подходящего - инноваций, денег, времени - под рукой не оказалось, мы все дружно набросились на труп СССР. Кому-то досталась диетическая грудка, кому-то - ножки Буша. Нужно было сделать это как можно скорее, иначе ельцинский режим не выстоял бы, рухнул. Чтобы взять свое олигархам и бюрократии, нужно было разрешить ВСЕМ брать то, до чего они дотянутся.
- То есть философские идеи обществом не востребованы? Нужна та, которую можно пощупать руками?
- Большая часть общества и слыхом не слыхивала о «философских» идеях. Но их отсутствие в общественном сознании приводит к «шопингу всей семьей» как образу жизни. Людей можно понять, они пытаются меняться и в отсутствие перемен меняют оперение. Когда нельзя «быть», стараются «казаться». Это то же пьянство рабочего 70-х, которому незачем жить, но только без водки. Похмелье может быть столь же оглушительным.
Главная беда - не дураки и дороги
- Мучительные поиски национальной российской идеи, которые идут все последние двадцать лет, в систему ваших представлений об истории России укладываются?
- Ни особенных мучений, ни поисков не видно - все только орут в телевизоре (кстати, не только в российском - это общемировая тенденция). Если посмотреть программы партий, которые идут на выборы: там вместо идей зарплаты да квадратные метры... Идеи не выражаются в цифрах.
- Сколько государству теоретически отмерено времени на период безыдейности? И что случается с государством, которое так и не обретает своей идеи?
- Практика показала, что на безыдейность отведено лет двадцать. Потом начнутся пролежни и некроз. Территория начнет уменьшаться естественным путем. Почти все наши соседи уже высказали претензии на российские территории: Япония, Финляндия, Прибалтика, Украина, Турция, Китай.
- Ну а какую идею предложили бы вы сами?
- Для начала я бы предложил вернуться ко всему настоящему. В физическом плане это вода, воздух, продукты и изделия. Это дорого, поэтому туда будут уходить все излишки, но зато не будет мыльных пузырей в экономике и финансах. В духовном же - это свобода каждого для всех, то, что в русском языке пытаются обозначить то словом «соборность», то «коллективизм» или «моральный кодекс строителей коммунизма»... Тут есть над чем поработать и лингвистам, и философам с культурологами. А там, кто его знает, может быть, уже народился где-нибудь в северной Якутии младенец, который принесет в мир идеи такого же масштаба, как Иисус из Назарета...
Галина Сапожникова
|