ЖУРНАЛИСТЫ НА ЗЕМЛЕ ИИСУСА
Множество стран и уголков Земли манят к себе людей. Но есть места, побывать в которых нужно обязательно. Нужно для того, чтобы открыть самое удивительное место на Земле, место, где духовность переплетается с историей, где человек обретает себя, а, значит – целый мир. Это Земля Обетованная – Израиль. Независимо от происхождения и вероисповедания люди, попадая в Израиль, что-то переосмысливают в своей жизни, меняют в своих взглядах и становятся ближе к пониманию себя самого.
Недавно посетила эту страну и группа российских журналистов, которую организовала в пресс-тур АРС-ПРЕСС во главе с исполнительным директором Софьей Дубинской . В числе корреспондентов была и представительница нашего издания Дарья Желнорович. Для российской делегации была устроена пресс-конференция с советником премьер-министра Израиля Алексом Сельским. Встреча состоялась накануне значимого для Израиля события: на следующее утро молодого пленного солдата Гилада Шалита обменяли на 1027 палестинских заключенных. Показав тем самым, сколько стоит жизнь одного солдата израильской армии. На встрече обсуждались политические и экономические темы, также советник ответил на вопросы о сегодняшней жизни простых израильтян.
Удивительно, но в Израиле нет кризиса
- Прежде чем отвечать на ваши вопросы, я хочу немного рассказать об Израиле. Ее история – длиной в несколько тысячелетий – так богата событиями, как ни одно место на земле. И Израиль хранит память о них – бережно и строго. Здесь – и Иерусалим, центр трех мировых религий с его знаменитой Стеной Плача, цитаделью Давида, множеством монастырей, церквей, синагог и мечетей. И Назарет – город, в котором родился Иисус Христос и где сегодня находится самый крупный собор на Ближнем Востоке – Храм Благовещения; деревушка Канна, в которой Иисус совершил свое первое чудо. Эта страна – колыбель мировой цивилизации.
Государство Израиль довольно сильное, крепкое. Нужно помнить, что оно создавалось сразу после трагедии Холокоста, в которой погибли две трети еврейского населения Европы. Страна, население которой выросло с 650 тыс. человек на момент создания в 1949 году до нынешних 7,2 млн. человек и в которой 79% населения составляют евреи, — это несомненный успех.
Стране удалось создать высокоразвитую экономику. В пустыне создано кабельное орошение. В последние десятилетия Израиль стал важным технологичным центром, прежде всего в электронике. Значительную роль в этом сыграла эмиграция из бывшего СССР, которая дала Израилю десятки тысяч специалистов с высшим техническим образованием.
Израиль заметно обгоняет большинство своих соседей по региону, а также среднеразвитые страны ЕС — Португалию, Грецию, Чехию, Польшу. Удивлю вас: у нас нет никакого кризиса.
Все за одного
- В чем корни арабо-израильского конфликта? Какое решение сегодня может быть наиболее приемлемо для обеих сторон?
- Корни конфликта уходят в библейские времена. Арабы и евреи произошли от одного народа, но потом их пути разделились. Первые уверовали в Магомета. Вторые остались верны вере предков. Потом были века, насыщенные разными событиями, в результате которых евреи мигрировали в Европу и в Северную Африку. Территория Палестины в основном перешла к арабам, которые прожили там почти два тысячелетия.
После Второй Мировой евреи устремились в Палестину, достаточно плотно заселенную арабами. К 1945 году там не было ни места, ни продовольствия для того, чтобы несколько миллионов жителей могли оставаться в комфорте, приняв еще миллион новых жителей.
Евреев, конечно, можно понять. Послевоенная Европа, где они были не нужны, попросту выпихивала их вон. Куда было ехать, как не на Родину предков. Они шли на это только от безысходности, тогда попросту не было другого выхода. А сегодня если бы было единственное верное решение конфликта, подходящее для обеих сторон, то его давно бы применили. Решения нет. Слишком плотно пересекаются интересы…
Я расцениваю то, что происходит сейчас в арабском обществе, как совершенно неизбежные события, которые рано или поздно все равно бы произошли. Коррумпированные диктатуры не могут существовать вечно.
Сегодня, когда в некоторых ближневосточных странах пал диктаторский режим, мы надеемся, что они станут демократическими и там будет традиционный ислам, который приведет к какому-нибудь мирному решению на нашей границе.
— Обе наши страны не понаслышке знакомы с такой бедой, как терроризм. Что делается в этом направлении у вас?
— Израиль все годы своего существования борется с террором, выработал эффективные методы защиты, создал специальное оборудование.
Сейчас многие спорят, правильно ли мы сделали, что обменяли одного нашего солдата на 1027 террористов-палестинцев. Несмотря на возможные серьезные издержки для израильской безопасности, все-таки главный позитивный момент в данном случае - это освобождение капрала Гилада Шалита. Израильтяне увидели, что жизнь даже простого солдата становится для государства высшей ценностью, и власть не остановится ни перед чем для его освобождения. И общество этот урок поняло и приняло, было всеобщее ликование. Может быть, мы в чем-то проигрываем, освободив большое количество пленников на одного человека, но зато сплоченность духа остается. Нашим детям сегодня дано понять, что в Израиле все за одного. Это наша позиция. А с терроризмом будем бороться и дальше.
Абрамович и Березовский не наши подданные
- Насколько в любви и согласии живет ваша власть с народом?
- Народ - это власть, власть - это тоже народ. За последние 20 лет в Израиле выборы проходили в среднем меньше чем каждые три года из-за того, что постоянно происходили какие-то вещи. Как и везде, у нас тоже есть проблемы. И народ тоже не удовлетворен правительством. В Израиле – парламент состоит из 120 депутатов. Президент Израиля представляет государство на международном уровне и выполняет церемониальные функции, избирается на семилетний срок; реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, который является главой правительства.
Политика в Израиле имеет весьма своеобразный характер. Так как проходной ценз на выборах низкий (2 %), в нем присутствует 13 партий. Ни одна из партий за всю историю Израиля не имела абсолютного большинства, поэтому все правительства коалиционные. Много вопросов социального характера решаются в парламенте. Например, решено строить жилье для пожилых людей.
- Какая обстановка сейчас в стране?
- Обстановка в стране вполне спокойная. Жизнь течет неспешно и размеренно, никаких особенных потрясений нет и не ожидается. Более того, даже некоторое время назад, когда арабы всерьез “молотили” катюшами Хайфу, жизнь не прекращалась ни на секунду, народ жил своей жизнью, с поправкой на положение — работали и магазины, и больницы, и банки, люди записывались на прием к врачам, ездили на работу. Так уж устроены израильтяне, 90% населения невозможно удивить взрывами, почти все отслужили в армии, многие в боевых частях.
Израильтяне очень гостеприимны - в любом доме вас непременно угостят водой и кофе, предложат легкие закуски, фрукты.
- Много ли русскоязычных людей живут в Израиле?
- Около миллиона. Но это неточно, поскольку русский язык знают и те, кто приехал сюда в 40-е годы. Например, семья прошлого премьера Ариэля Шарона, нынешний президент страны Шимон Перес, легендарная Гольда Меир. Все они или их родители приехали из бывшего СССР. Вообще в Израиле не трудно найти русскоязычного человека.
- Может ли государство Израиль влиять на евреев, которые живут в других странах? Например, Абрамович и Березовский, в лице которых люди ненавидят всех остальных евреев. Или они сами по себе?
- В прошлой своей деятельности я был ответственным за связь с русскоязычными евреями. Два года занимался этим на Брайтон- Бич. Организация, поддержка, связь нужны были для того, чтобы люди знали об Израиле. Сейчас нет железного занавеса. Сегодня все, куда хотят, туда едут. Абрамович и Березовский хоть и евреи, но они не наши подданные, поэтому мы на них не можем оказывать влияние.
- У вас ведь проводятся съезды евреев. Приглашаете ли вы их?
- Да, приглашаем, но они не приезжают.
Русские супермаркеты
- Что делается для того, чтобы практическое партнерство между Россией и Израилем перешло на качественно более высокий уровень?
- Тенденция более чем позитивная. Россия важный экономический партнер, совместный наш фонд - это 100 миллионов долларов.
За двадцать лет наши отношения изменились в корне. В последние пять-шесть лет они поднялись на качественно новую ступень. Отмена виз между государствами продвинула наше сотрудничество. России интересны достижения Израиля в науке, высоких технологиях, медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве. Мы покупаем в России сырье для огранки алмазов, пользуемся технологиями для строительства железных дорог. Импортируем из России зерно. Покупаем масла для косметического производства. Покупаем продукты питания. У нас открылись супермаркеты с российскими товарами, где все из России: хлеб, макароны, консервы, конфеты, пиво, водка…
Но я думаю, что мотивом наших отношений с Россией являются не только торговля и не только деньги. Мы живем каждый в своей стране, но чувствуем потребность общаться, интересуемся тем, как живут люди в других странах, и интерес наш касается в первую очередь русскоязычных людей, которым в свою очередь интересно, как живем мы.
Дарья Желнорович
|