ПАМЯТИ П.А.СТОЛЫПИНА
Статья перепечатывается из Русской Жизни* за сентябрь 1936 года
25 лет тому назад (1911 год) я впервые встретился со Столыпиным. То было время его деятельности в Северо-Западном крае в должности сначала ковенского уездного, а потом губернского предводителя дворянства. Проживая в своем имении "Колноберже", Столыпин находился в постоянном общении с селянами. Среди полей и лесов Литовского края формировался в П.А. волевой и сильный государственный человек. Если бы деятельность П.А. в его молодые годы обычным бюрократическим путем, в России не было бы, стяжавшей бессмертие Столыпину, земельной реформы, - разверстания общины, укрепления земли за крестьянами в личную собственность и хуторского расселения. Не было бы и закона 1911 г. ставшего лебединой песней Столыпина, - о введении земских учреждений в шести западных губерниях - сулившего им пышный расцвет. Я живо помню мою первую встречу со Столыпиным в апреле 1901 г., когда по случаю назначения поневежским уездным предводителем дворянства, я приехал познакомиться с ним, как с ковенским уездным предводителем дворянства. Он жил с семьей в то время в Ковне. П.А., представительный и любезный, встретил меня приветливо. Обещая ввести меня в круг моих обязанностей, он сейчас же заговорил о хаосе в положении земельных дел Поневежского уезда, где ограничение крестьянских наделов не закончено, старообрядцы и вольные люди не устроены, помещичьи леса отягощены сервитутами.** "То же самое, - говорил П.А., - я застал в Ковенском уезде, но за десять лет я привел в порядок земельную неурядицу. Когда вы будете объезжать уезд,- продолжал П.А., - обратите внимание на чрезполосность крестьянских полей. Вы увидите полосы столь узкие, что местами они только немного шире межи, их разделяющей, и это полосы, принадлежащие одному хозяину, разбросаны на протяжении одной версты и даже более. Как хозяйничать при этих условиях и что будет дальше, когда с переходом земли от одного поколения к другому, полосы станут еще более дробиться? У нас нет закона, облегчающего переход на отрубное хозяйство, но мне, - говорил П.А., - удалось склонить крестьян многих селений к составлению единогласных приговоров о разверстании чрезполосицы и некоторые уже живут на хуторах, как соседние курляндские фермеры." При этом П.А. подробно рассказал, как он формировал партии крестьянских ходоков и лично выезжал с ними в пограничные уезды Курляндии, чтобы указывать им на выгоды и преимущества хуторского поселения.
Объезжая моих новых сослуживцев, я расспрашивал их о П.А. Все отзывались о нем, как о человеке выдающемся. Он отличался редкой трудоспособностью и, несмотря на его скромность, его личный авторитет в крае был огромный. Дворянство, почти сплошь польское, оказывало ему знаки глубочайшего уважения. Столыпин пленял их своим братством, независимостью, прямотой и благородством характера, деловитостью и как образцовый сельских хозяин, у которого даже им было чему поучиться.
В последствии мне часто приходилось встречаться со Столыпиным на торжественных собраниях,
открытиях, обедах. Он был всегда сдержан и никогда не говорил речей, которых явно избегал,
предоставляя это другим. Поэтому никто не подозревал о таившемся в нем ораторском даровании. Словам он предпочитал действия: будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он брал для подготовки поступавшие в губернское присутствие земельные дела, заключавшие жалобы на постановления съездов мировых посредников и лично докладывал их в заседаниях, освобождая непременного члена от лежавшей на нем обязанности.
В должности ковенского губернского предводителя дворянства, Столыпин создал знаменитое
Ковенское общество сельского хозяйства. Такое дело было по плечу только человеку с весом Столыпина, потому что после польского мятежа 1863 г., лица польского происхождения были лишены права не только на коронную службу в крае, но и на занятия земско-общественной деятельностью.
Благодаря настояниям Столыпина перед генерал-губернатором Оржевским, в 1895 г. была пробита
первая брешь в этом запрещении. Ковенское общество сельского хозяйства объединило сельских хозяев - поляков, литовцев и русских и отчасти заменило отсутствующее земство в крае, но ограниченное задачами исключительно агрономической помощи. Тем не менее, его культурное значение было огромным. Как из брошенного в землю зерна вырастает крупное дерево, так из идеи Ковенского общества сельского хозяйства выросло и созрело 15 лет спустя, Западное земство с национальными куриями, созданное по замыслу и энергией того же Столыпина, но уже главы правительства. Во всеподданнейшем отчете 1904 года по должности саратовского губернатора, Столыпин впервые подробно развил монарху свой проект земельной реформы и высказался за срочность ее проведения для успокоения крестьян и уничтожения корней революции. Этот всеподданнейший отчет выдвинул Столыпина, назначенного в 1901 г., после роспуска первой Государственной Думы, министром внутренних дел по личному почину Государя, а
несколько месяцев спустя, сверх того, и председателем совета министров.
А.Ф. Гирс***
* Русская жизнь – Старейшая русская национальная газета. Выпускается в Сан Франциско
** Под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужой вещью
*** Во время его губернаторства в Киеве произошло покушение на Столыпина
|