ТАНЦЫ НА ИНВАЛИДНЫХ КОЛЯСКАХ
Четыре года назад в Липецке при городском Доме творчества имени С.А. Шмакова появилась интегрированная танцевальная студия «Параллели». Появилась потому, что живёт в нашем городе Елена Лемак. Молоденькая, хрупкая, грациозная, красивая мама двух маленьких детей стала той самой заветной спасительной соломинкой, за которую ухватились люди, нуждающиеся в поддержке. Юрист по образованию, с детства занимающаяся танцами, преподававшая в родном ансамбле танца «Талисман», Елена сделала танец для многих людей ступенью в другую жизнь.
Сказочные превращения
Сначала была работа в центре реабилитации инвалидов «Сосновый бор», где проходят восстановление люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 2002 году Лена попала на семинар в Волгограде, на котором английские педагоги из труппы «Conduco Dance Company” обучили её и других участников современной хореографии совместно с инвалидами-колясочниками. Так появилась её студия танцевальной терапии, которая просуществовала пять лет. А в 2007 году родились «Параллели» как самостоятельный проект. И уже в 2010 году студия была признана Народным ансамблем танца!
- Это не только моя творческая самореализация, - говорит Елена Лемак, - это и отдушина. Такая отдача идёт от ребят! К нам ведь приходят не просто люди, не умеющие танцевать. Это в большинстве случаев люди ни во что не верящие, очень закомплексованные. Сначала они проходят курс танцевальной терапии, раскрепощаются, с помощью движений освобождаются от своих страхов. И уже через какое-то время они готовы выступать на сцене. С девочками-колясочницами здесь происходят просто сказочные превращения. Они и так умницы, и красавицы, а на сцене просто преображаются! Да плюс ещё профессиональный макияж, маникюр, причёска, дорогие красивые костюмы. Всё это делает их просто красотками и куколками. А какие они терпеливые и трудолюбивые! Сейчас их партнёры уже не смотрят на них снисходительно, как было вначале. Теперь - работа на равных, настоящее партнёрство.
Во взрослой группе «Параллелей» одиннадцать человек, шесть из которых - колясочники. Их Елене помогли отыскать соцработники. А вот среди партнёров - и спортсмены, и танцоры, и даже будущие профессиональные хореографы. Им всем от 17 до 25 лет. Кто-то из танцоров-колясочников (а правильнее было бы сказать - спортсменов, так как танцы на инвалидных колясках - это спорт) ,причём три пары из «Параллелей» - финалисты различных всероссийских и международных конкурсов и соревнований - никогда не умели ходить, а кто-то помнит ощущение земли под ногами. Кто-то из них и представить себе не мог, что когда-нибудь выйдет на сцену танцевать. А их партнёры даже не подозревали, что этот синтез спорта и искусства, борьбы и любви, отчаяния и преодоления станет частью жизни. А сколько сил понадобилось Елене Лемак, чтобы сдвинуть с места застрявшего в трясине человеческого безразличия и лицемерного жеманства символическое колесо инвалидной коляски, представить сложно! Ведь отношение к инвалидам - людям с ограниченными возможностями, чего уж греха таить, в нашем обществе не поддаётся нравственной оценке. В лучшем случае при встрече прохожие отведут глаза, а может быть, и покажут пальцем. А в худшем - оставят загибаться от одиночества и безысходности либо упекут в интернат, где, впрочем, те же одиночество и печаль.
Грантовые деньги
О чём можно говорить, если инвалиды практически вычеркнуты из социально-общественной жизни Липецка и области. А для их адаптации в нашем с вами измерении не сделано практически ничего: нет подъёмников в транспорте, минимальное количество пандусов, большинство из которых больше напоминают горки для катания детей на санках, нет специализированных туалетов, перечень можно долго продолжать. По большому счёту люди с ограниченными возможностями предоставлены сами себе. А ведь Михаил Михайлович Жванецкий определил грань между здоровым и инвалидом - в секунду. Тем удивительнее и дороже существование такой студии как «Параллели». Правда, мы с вами видим лишь парадную сторону этой медали. На другой - слёзы, пот и кровь на репетициях и нескончаемый поиск денежного дерева.
- Мы живём на грантах, - констатирует Елена Лемак, и сразу становится понятно, что заниматься таким делом должен человек с практичными мозгами. И юридическое образование в этом случае является огромным плюсом. - Мы выиграли два муниципальных гранта по 50 тысяч рублей (без учёта налогов. - Прим. авт.), всероссийский - это пять тысяч долларов. На грантовые деньги мы шьём костюмы, покупаем специальные танцевальные коляски с тоненькими колёсами. Они очень лёгкие - «всего» 8 килограммов, тогда как в обычной, с которой мы начинали, все 25. Мы называли их гробами - так тяжело их было поднимать и танцевать на них. Мальчики просто надрывались, но я очень просила их потерпеть. Теперь у нас восемь новых колясок, каждая из которых стоит 40 тысяч рублей.
Конечно, самостоятельно содержать (то есть постоянно выпрашивать «на жизнь» у чиновников) такой коллектив невозможно. Гранты - хорошая подмога. Как и периодическая поддержка спонсоров, городской администрации и департамента образования. Один из центральных московских банков даже было собрался оказывать студии постоянную финансовую помощь, да вот кризис...
Рассказывая об этом, Лена Лемак ни разу не посетовала на жизнь и обстоятельства, ведь кризис же закончится, а «Параллели» его переживут. Поистине, кто прав, тот бесстрашен.
- Бывает и плачу, - улыбается Елена. - Особенно часто плакала вначале. Когда люди узнавали, чем я занимаюсь, то начинали язвительно или недоуменно подкручивать у виска, задавать некорректные вопросы. Тогда было обидно до слёз! Сейчас вижу, что люди повернулись к нам лицом.
Н. А.
|