СУДЬБА САМА ЕЕ НАШЛА
Наталья Андрейченко вчера отметила 55-летие. Время не имеет власти над этой удивительной женщиной: "лучшая Мери Поппинс всех времен и народов" продолжает радовать своих поклонников, которые, в свою очередь, продолжают ее любить.
Это сейчас она - легенда советского кино, примерная мама двоих детей. А в далеком 1974 году от студентки Андрейченко стонали все преподаватели ВГИКа. Ее даже собирались отчислить за систематические прогулы и недостойное поведение. Руководители курса Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с трудом отстояли свою ученицу. И не зря: пройдет каких-то пять лет - и о молодой актрисе заговорит вся страна.
Природа не поскупилась и щедро одарила Наталью прекрасными внешними данными. С помощью них и своего бойцовского характера она всю свою жизнь упорно идет вперед, добивается всего, чего ей хочется, и вовсе не собирается останавливаться. Так, провалив экзамен в Щепкинское театральное училище, она не сдалась и поступила во ВГИК. Еще будучи студенткой начала сниматься и зарабатывать деньги, которые и не снились ее сокурсникам. Несмотря на свои прогулы и загулы, снялась у Андрея Кончаловского в "Сибириаде" и получила всесоюзную известность. В 24 года пережив клиническую смерть, выжила и сделала соответствующие выводы.
Единственное, в чем не везло, - это в отношениях с молодыми людьми. "Я плакала, плакала, плакала, плакала, - говорит Андрейченко. - Вдруг моя бабушка говорит: "Да что ж ты убиваешься-то? Ты не понимаешь: судьба придет - на печке найдет". В общем, так у нее и случилось: на съемках в Ленинграде она встретила молодого композитора Максима Дунаевского, песни которого знала наизусть и которыми восхищалась. Ради Натальи он оставил третью жену. Вскоре они поженились, актриса родила сына Дмитрия.
1983 год стал знаковым для Андрейченко: в этом году вышли "Военно-полевой роман" и "Мэри Поппинс, до свидания!", которые утвердили ее в статусе главной кинозвезды 80-х. А ведь могло получиться, что Наталья никогда бы не сыграла роль самой знаменитой няни мира. Несмотря на то что этот мюзикл был своего рода семейным проектом - музыку к нему написал муж актрисы, Максим Дунаевский, а режиссером стал близкий друг семьи Леонид Квинихидзе, Андрейченко в нем места не нашлось - посчитали, что пышная русская красавица Наталья никак не тянет на няню-англичанку. На роль Мэри Поппинс утвердили Анастасию Вертинскую. Андрейченко же страшно переживала, сильно похудела - так ей хотелось сняться в этой картине. И когда Вертинская выбыла-таки из проекта, вновь отправилась к режиссеру. "Вошла очаровательная юная леди с тонкой талией, подобранная, при этом со своими талантливыми лучистыми глазами, с хитрой улыбкой, - вспоминает Леонид Квинихидзе. - И все, вопрос был решен. Вот так в картине появилась Наталья Андрейченко, которая стала Мэри Поппинс на все времена".
Вообще, вся жизнь талантливой актрисы - это калейдоскоп сюжетов для десятков фильмов. Расставание с Дунаевским и роман с голливудской звездой Максимилианом Шеллом, отъезд в Америку и рождение дочери Насти. Сейчас актриса снимается, по-прежнему разрывается между несколькими странами и останавливаться на достигнутом не собирается: "Люди говорят: "Ой, от судьбы не уйдешь!" Но ты же сам судьбу создаешь своими неправильными вибрациями, своими негативными мыслями. Поэтому от судьбы еще как уйдешь!"
- Образ Мери Поппинс стал вашей визиткой, и многие ваши поклонники не воспринимают вас иначе, как добрую фею. Как к этому относитесь?
- Не буду кокетничать и говорить, что это как-то обижает меня. Мери Поппинс - и моя любимая роль. Однажды Паша Буре мне сказал: "Наташа, я вырос на этом фильме и благодаря Мери Поппинс стал тем, кем сейчас являюсь..."
- Говорят, что вас и по жизни сопровождают настоящие чудеса, как это и должно быть у доброй феи.
- Это уж точно. Я верю в чудеса. И точно знаю, что все в нашей жизни не случайно и не напрасно. И более того - только от нас зависит; случится в твоей жизни чудо или нет... Когда мы с моим мужем, голливудским режиссером Максимилианом Шеллом, подписывали брачный контракт, в один из пунктов записали условие, что наша дочь Настя будет иметь двойное гражданство. А Настя родилась через пять лет после этого...
- Домашние знают о ваших необыкновенных способностях творить "обыкновенные" чудеса?
- Знают, но не перестают удивляться. Однажды в нашу семью пришла беда. С Максом и дочкой Настей я поехала на кинофестиваль в Ригу. Неожиданно прямо перед выходом на сцену Максимилиану стало плохо. Он упал и потерял сознание. Я понимала, что Макс умирает. Но тут ко мне подбежала Настя и по-взрослому серьезно спросила: "Мама, папа сейчас умрет?" И я, понимая ответственность за каждое произнесенное мною слово, сказала, глядя в глаза своей дочери: "Сейчас папа не умрет!" Мужа стали экстренно готовить к операции в рижской клинике.
В реанимацию меня пустили только потому, что были уверены - Макс действительно умирает. Он был в диабетической коме, ни на что не реагировал. И тогда я встала на колени и начала говорить с мужем: "Макс, милый, тебя готовят к операции. Скажи мне, что хочешь ты?" И он услышал! Максимилиан, не открывая глаз, ответил мне: "Хоом!" ("Домой"). Я сказала медикам, что он хочет домой и повезла Макса в Мюнхен, на его родину. Два месяца я правдами и неправдами заходила в реанимацию, разговаривала с ним, умоляла собраться с силами... Насколько Макс безнадежен, я поняла, когда меня выгнал из палаты профессор, который его лечил. Он сказал, что чудес не бывает.
Это сахарный диабет, это разрушенная поджелудочная железа... Он умирает... Но я не могла с этим смириться. И, наверное, мои молитвы дошли до неба - Макс пришел в себя, его перевели в общую палату.
- Говорят, у вас что-то разладилось в голливудской карьере, поэтому вы вернулись на родину.
- Не совсем так. Просто я позволяла и позволяю себе выбирать роли интуитивно. А в Америке это кажется полным сумасшествием, и даже Настя меня ругает за это. Мне предложили роль феи в фильме, съемки которого продлятся пять лет. Гонорар - баснословный. Но когда я увидела, как должна выглядеть моя героиня - огромные уши, лохматые брови, кошмарные линзы - отказалась наотрез. Я не могу представить себя в этом виде.
Как бы я объяснила миллионам зрителей, которые меня помнят как Мэри Поппинс, что это тоже я? "Мы в ответственности за тех, кого приручили", - это и мой принцип. Я не могла предать своих поклонников.
- А какие роли вам по душе?
- Когда сердце говорит мне, что это то, что нужно. Вот Саша Фомин предложил мне сыграть в его фильме "О'кей!": "Наташа, соглашайся, это же светлуха!" Я сразу сказала "да", потому что для меня это было нужно и важно. Я должна была кармически расчистить одну свою роль - в фильме "Леди Макбет". Иначе, по моим прогнозам, через несколько лет в нашей семье должна была случиться трагедия... Но теперь я ее перекрыла этой замечательной "светлухой"...
- Вы верите в карму?
- Да. Как и в связь человека с космосом. Все, что ты выдаешь этому миру, бумерангом возвращается к тебе. Человек бессмертен. И его жизнь после физической смерти только начинается. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Так случилось, что у меня было три клинических смерти. И каждый раз я видела себя со стороны и понимала, что я - это я, а вовсе не тело, которое лежит внизу. И - страх, что бросаю своих родных, не сказав им самого главного, не сделав самого важного... Именно эта мысль вернула меня, когда по мне проехал автомобиль. После этого понимаешь, что нас спасет отнюдь не красота, а доброта.
Мария Донская, Николай Морозов
|