МИЛЛИОНЕР В 19 ЛЕТ
После школы 17-летний петербуржец Николай Саганенко поступил на юридический факультет и, как все студенты, задумался о подработке. Но хорошую работу в таком возрасте найти было практически невозможно, и Николай стал искать в Интернете бизнес-идеи, которые можно было бы воплотить в жизнь. На одном из сайтов наткнулся на московскую фирму, которая предлагала автовладельцам, желающим продать автомобиль, сфотографировать его и разместить фото в Интернете, чтобы быстрее продать. В Петербурге таких фирм не было.
Николай тут же открыл газету объявлений и стал звонить тем, кто продавал машины. Примерно на 20-м звонке появился первый клиент. Здесь же, в Интернете, молодой человек нашёл образец простенького договора на оказание услуг. Казалось бы, почему бы самим продавцам не фотографировать свои машины? На дворе был 2007 год. Но... кто-то не имел хорошего фотоаппарата, кто-то просто не хотел заниматься этим сам. Так или иначе, дело пошло. Николай вскоре нанял менеджера для обзвона клиентов, фотографа, и уже в первые месяцы фирма стала приносить 30-40 тыс. дохода.
— Но эта сумма была пределом, преодолеть который было невозможно. А останавливаться на достигнутом не хотелось, — рассказывает Николай Саганенко. — Я продолжал искать идеи, обсуждал варианты с друзьями, знакомыми. Если идея нравилась — начинал реализовывать. Пробовал продавать тренинги, привёз в Питер новинку — наклейки на цветы (на бутоне розы, например, можно было написать признание в любви), открыв несколько точек по их продажам. Ещё занимался тюнингом автомобилей, предлагая ставить светящиеся в темноте диски. Правда, эти идеи оказались не слишком удачными. Но меня это нисколько не расстраивало. Каждая неудача — это шаг к следующей удаче. Именно так я к этому относился.
Очередная идея, которая пришла в голову предпринимателю — делать макеты зданий. И хотя этим уже занимались и московские, и питерские фирмы, Саганенко снова взялся за телефон: по справочнику стал обзванивать архитектурные, проектные, строительные мастерские и предлагал им сделать макет будущего здания. На этот раз потребовалась неделя, чтобы нашёлся клиент. Первый заказ делали на квартире у макетчика, которого Николай нанял со стороны... Не прошло и года, как у молодого бизнесмена появился офис, штат сотрудников и крупные заказы.
— Да, я не архитектор и никогда раньше не занимался макетами, — объясняет Николай. — Но уже через полгода знал все тонкости. Конечно, мы не были пионерами в этой области, могли и не пробиться. Но я всегда стараюсь меньше сомневаться. Сразу пробую. Получилось — отлично. Нет — берусь за что-то другое. А если начать думать, занята ли ниша, как развивается рынок, какие проценты, расчёты, до первого шага дело может так и не дойти. А ведь это главное — начать.
И это не единственная деятельность Николая. Как-то он прочитал, что президент страны высказал идею: все школьные журналы и дневники перевести в электронную сферу. Чтобы учителя могли выставлять оценки, родители видеть их в сети, а заодно контролировать чадо. Идея показалась интересной. Больших затрат на её воплощение не требовалось. Имея уже заработанные деньги, Саганенко нанял нескольких программистов, и те создали программу-интерфейс.
— В 2009 г. мы запустили электронный дневник. Сейчас уже более 100 представительств в регионах, по России подключены более 400 школ, — говорит он. — Это как социальная сеть. Устанавливать программное обеспечение не нужно, необходим лишь Интернет. Для школы это бесплатно, с родителей берётся символическая плата в 30 руб. в месяц.
За эти деньги можно следить за успеваемостью ребёнка, общаться с учителями, контролировать выполнение домашнего задания. А недавно стало возможным отслеживать даже время прихода-ухода из школы ученика. За дополнительную плату можно подключить другие сервисы. Скажем, получил сынуля пятёрку по химии — маме тут же пришла смска с радостной новостью.
Легко ли строить бизнес в России молодому бизнесмену? По мнению Николая, самое трудное — отстаивать большие очереди в госучреждения и сдавать отчётность в налоговую. Но всё это легко преодолеть. В целом у нас благоприятная обстановка для создания своего дела, ведь многие ниши не заняты. Среди других трудностей — хроническая нехватка времени. Из-за этого даже пришлось бросить университет.
— Но жалеть не приходится. Если понадобится, смогу закончить его позже, — уверен Сеганенко. — Пока же дела занимают большую часть моего времени. Правда, чем шире бизнес, тем больше обязанностей можно делегировать сотрудникам. Так что я могу чаще выбираться, чтобы покататься на сноуборде или отдохнуть. А ещё я хотел бы когда-нибудь заработать много денег и организовывать археологические экспедиции.
Юлия Гарматина
|