ОЧЕРЕДЬ ИЗ КНЯЗЕЙ
Первый всплеск интереса к сословным регалиям фиксируется в конце 1980-х годов. Но дальше созданий «клуба по интересам» потомков дворян дело не пошло. Когда же в 1991-м в Кремле сменилась власть, «концепция поменялась». Мало кому известно, что тогда в тиши высоких кабинетов всерьез прорабатывался вопрос о реставрации монархии. Мне довелось общаться с историками, которых пытались привлечь к участию в идейно-историческом обеспечении прожекта. Тогда же развернулись и смотрины всевозможных царских домов в эмиграции. А где монархия, даже виртуальная, там и дворянство со своими привилегиями. И ярмарка тщеславия с обилием разворотливых граждан, понимающих, что это достаточно прибыльный бизнес.
Это выглядело баловством, пока в «дворянскую игру» не вступили люди в таких чинах и званиях, что обвинить их в легкомыслии и слабоумии нельзя. Российское чиновничество дружно и активно потянулось во дворянство, а генералитет вовсе замаршировал туда строем. Это совсем не значит, что у всех у них неожиданно обнаружились благородные корни: источником обретения «дворянства» для них стал «Российский Императорский Дом». Точнее, возглавляющая его «Государыня Великая Княгиня» Мария Владимировна. (Внучка великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата последнего российского императора Николая II. Живет в основном в Мадриде). Получают же соискатели дворянство, чаще всего через пожалование Марией Владимировной «императорских орденов» – Святой Анны и Святителя Николая Чудотворца.
Генералы во дворянстве
Высшая бюрократия Российской Федерации в массовом порядке стала получать ордена от Марии Владимировны с 2001 года. Директор Канцелярии Ее Императорского Высочества (Е.И.В.) Александр Закатов затруднился назвать точную цифру, сказал, что кавалеров около 2000 и «это очень мало».
Если верить официальному сайту «Российского Императорского Дома», первым таким кавалером из числа высокопоставленных российских чиновников стал генерал-полковник Валерий Манилов. 4 августа 2001 года Мария Владимировна подписала грамоту о награждении его орденом Святой Анны 1-й степени. Согласно дореволюционному статуту ордена, это означало получение потомственного дворянства. Не имеющий дворянских корней генерал Манилов славен тем, что он первый (и, к счастью, единственный) политработник, дослужившийся до первого заместителя начальника Генштаба. Именно он отвечал за пропагандистское освещение действий федеральных сил в начале Второй чеченской войны. Но, увы, с треском проиграл информационную войну чеченскому пропагандисту Мовлади Удугову. К моменту «возведения в дворянство» Манилова двинули в сенаторы. За какие заслуги обрел дворянство бывший член КПСС и политработник, «Императорский Дом» не сообщил. Уже через четыре месяца после «Анны», 19 декабря 2001 года, Валерий Леонидович получает из рук Марии Владимировны (в Доме Российской Армии) новую регалию – знак Военного ордена Святителя Николая Чудотворца, тоже 1-й степени. (Такой орден первоначально был у врангелевцев, в 1929 году его еще раз учредил великий князь Кирилл Владимирович – для награждения участников Первой мировой войны, в 2001-м Мария Владимировна вновь ввела этот орден.)
В тот день вместе с Маниловым кавалерами высшей степени сей романовской регалии стали представители цвета тогдашней армии: начальник Генштаба Анатолий Квашнин, его первый заместитель Юрий Балуевский, начальник ГРУ (Главное развезывательное управление-ред.) Валентин Корабельников, командующий войсками СКВО ( Северо-Кавказский военный округ – ред.) Геннадий Трошев, начальник его штаба Владимир Булгаков, губернатор Московской области Борис Громов.
Среди «лауреатов» второй степени были начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Виталий Азаров, замкомандующего войсками СКВО генерал-майор Сергей Кизюн, командармы – генерал-лейтенант Валерий Герасимов и генерал-лейтенант Сергей Макаров, тогдашний губернатор Ульяновской области генерал-лейтенант Владимир Шаманов, начальник Военно-мемориального центра Вооруженных Сил РФ генерал-майор Александр Кирилин, генерал-лейтенант неизвестного рода войск Михаил Кожевников, бывший военный комендант Чечни генерал-лейтенант Иван Бабичев. Чины поменьше получили лишь третью степень.
По своему происхождению «новые дворяне», как на подбор, были «от сохи»: потомственных дворян среди них нет.
За заслуги перед монархией
Конечно, во дворянство повалили не одни лишь армейцы: указы Марии Владимировны пестрят фамилиями высоких чинов из ФСБ, ФСО, Главного управления специальных программ президента. Осталось загадкой, за какие подвиги на монархической ниве вдруг награждены Марией Владимировной генералы, состоящие на действительной военной службе Республики (которой, по Конституции, является Российская Федерация)? Да и регалии они получили из рук главы монархического дома, добивающегося реставрации империи. Интересно, как это согласуется с основами конституционного строя?
Понятно, что Мария Владимировна не могла выйти с такой инициативой, не будучи на все 100% уверенной, что никаких неприятных сюрпризов не будет и генералитет советского закваса не пошлет ее далеко. Но есть смутное подозрение, что реальная инициатива вообще исходила не от «Императорского Дома»: очень уж загорелись вдруг генералы «дворянской идеей».
На одном из заседаний Геральдического совета при Президенте РФ, рассказал мне один из участников совещания, некий полковник из отдела военной геральдики ВС РФ поднял вопрос конкретно: почему бы при достижении определенных чинов не присваивать дворянство личное и потомственное! Повисла тишина, потом кто-то неловко пошутил, что-де крепостные души негде взять, но полковник уперся: даешь дворянство! Вояку мягко поставил на место главный герольдмейстер страны Георгий Вилинбахов, возразивший: нельзя, Конституция не дозволяет, по ней все равны…
Впрочем, тот полковник свое «дворянство» получил – по версии Марии Владимировны, разумеется. Но сама идея массовой записи в «благородное сословие» зародилась вовсе не в полковничьих головах: служивый лишь озвучил мысли, витавшие в тиши высоких кабинетов.
Его высокопревосходительство, вице-премьер
Тем временем процесс «дворянизации» охватил широкие массы не только генералитета, но и высших госслужащих. Сергей Степашин, председатель Счетной палаты и генерал-полковник, стал дворянином «по Всемилостивейше пожалованному 15 июля 2002 г. Военному ордену Святителя Николая Чудотворца 1-й ст.».
23 декабря 2008 года «в воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения» ордена Св.Анны 2-й степени удостоен председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров. «Грамота и крест ордена лично возложен Е.И.В. Государыней Великой Княгиней 31.01.2009 г. в Культурном центре Вооруженных сил».
В 2010 году кавалером «Анны на шею» стал уроженец села Бандурово Гайворонского района Кировоградской области вице-премьер Дмитрий Козак – «за многолетнюю плодотворную государственную деятельность». Забавно, что формулировка Марии Владимировны один в один повторяет строки указа президента Медведева о награждении Козака орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени!
Но самое пикантное награждение состоялось 12 мая 2009 года, когда Мария Владимировна вручила грамоту и возложила знаки ордена Св.Анны 1-й степени на главу Администрации Президента России Сергея Нарышкина. И действо это состоялось «в Кремле в здании Администрации Президента РФ».
Не обделены псевдодворянством и губернаторы. Первым из них наградили Бориса Громова. Такого же «Николая» 1-й степени получил Владимир Чуб, до 2010 года возглавлявший Ростовскую область. В 2007 году дворянством осчастливили губернатора Приморского края Сергея Дарькина с супругой и дочкой. Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка тоже стал кавалером Николая Чудотворца 1-й степени. А вот губернатор Ивановской области Михаил Мень в декабре 2010 года награжден Анной всего лишь 3-й степени.
Почему чиновничество отдает предпочтение дворянству этой версии? Так другие же Романовы во дворянство не возводят, полагая, что настоящие ордена и титулы вправе выдавать лишь действующий монарх.
Кавалерский наскок
Но может же быть так, что Мария Владимировна награждает, а сам награжденный – ни сном, ни духом не ведает, что он уже кавалер и дворянин? Во время посещения Канцелярии Е.И.В. (Ее Императорского Высочества), я задал этот вопрос ее директору – Александру Закатову. И получил ответ, что такого не может быть: процедура деликатная, без согласования никак. Впрочем, это понятно даже из текстов указов, где приведены персональные данные: не только дата рождения самого кавалера, но еще и приватные сведения о семье – дата рождения и девичья фамилия жены, точная дата регистрации брака, сведения о детях. Как мне дали понять в Канцелярии, эти сведения предоставляют сами кавалеры.
Но кто-то же должен еще составлять эти наградные списки? Не может же Мария Владимировна, обитающая в Мадриде или Сен-Бриаке, знать всех этих генералов – армейских, чекистских, штатских. Александр Закатов рассказал, как происходит процесс оформления награждения. Представления исходят от организаций, находящихся под покровительством Марии Владимировны: именно они формируют списки. Например, к орденам Святителя Николая Чудотворца и Святой Анны представляют соответствующие Кавалерские Думы, состоящие из уже получивших награду.
Глянул я на состав этих Дум, а там сплошь и рядом Маниловы и Дарькины. Кавалерские Думы состоят из чиновников, так что они сами себя выдвигают, сами, по сути, и награждают, выпрашивая псевдодворянство. А Марии Владимировне остается лишь право подписи. На мой вопрос о конкретных заслугах тех или иных награжденных, директор Канцелярии Е.И.В. осторожно заметил, что это люди с высоким должностным положением. Похоже, именно это, а не какие-либо заслуги – критерий обретения «неодворянства» и награждения орденами от имени Марии Владимировны. Простолюдинов в тех наградных списках мы не увидим. Эти государственные служащие высоких рангов с удовольствием играют в квазигосударственные объединения: это ли не симптом разложения государства изнутри? Дворянство – это сословие, в котором права, свободы и обязанности передаются по наследству. Но по Конституции России никаких сословий у нас нет, статья 19 п.1 гласит, что «все равны...». А пункт 2-й этой же статьи сообщает, что «государство гарантирует равенство... независимо от... происхождения... принадлежности к общественным объединениям...». Не подрывают ли основы Конституции попытки реставрации сословных перегородок?
Я попросил прокомментировать эту ситуацию Виктора Шейниса, одного из видных специалистов по конституционному праву. Виктор Леонидович, выслушав «дворянские рассказы», сказал, что это скорее не к нему, а к Шендеровичу... Другой известный эксперт, специалист по геральдике и истории русского дворянства, попросив не называть его имени, сказал, что уважает Марию Владимировну и каких-либо претензий к ней нет. А вот насчет свежеиспеченных кавалеров – это уже к доктору...
А может, к прокурору? Заглянем в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: статья 17, пункт 11: госслужащим запрещено «принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания... иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений...»! Выходит, Нарышкин принял «Анну на плечо» с письменного разрешения Президента Медведева?! А Дмитрий Козак свою «Анну на шею» – с письменного разрешения Премьер-министра Путина? И губернаторы – Громов, Дарькин, Мень, Дудка, Чуб и др., – они тоже с разрешения Президента? А с чьего письменного разрешения принял свою «Анну» председатель ЦИК Чуров?
Князь Рублевский, герцог Ново-Огаревский
Во дворянство попало все высшее руководство «Норникеля». Все 1990-е годы номенклатура, которую никто не отменял, усиленно осваивала «цивилизованный мир». Но, невзирая на стремительно нажитые богатства, яхты и купленные в Европе замки, русских нуворишей «за своих» так и не приняли, хоть ты тресни!
Это было так обидно: не жалея средств, нувориши пытались зафиксировать свою принадлежность к мировой элите. А их не приняли, дав понять, что и они сами, и их дети не станут даже баронетами Куршавельскими. Навсегда оставшись виконтами Барвихинскими, герцогами Ново– и Полуогаревскими, графьями Завидовскими, князьями Рублевскими.. Похоже, что именно эта невозможность признания за рубежом и стимулировала игры в неодворянство: в начале 2000-х номенклатура обратилась к поискам другой формы фиксации принадлежности к элите, причем именно наследственной. В XXI веке мы вернули страну на 100 лет назад, к сословному делению – и это называется модернизация? И реставрация эта явно носит системный характер – иначе зачем в это играют глава Администрации Президента РФ, высшие сановники правительства, генералитет?
Владимир Воронов
|