НОВЫЕ ЗАМОРОЧКИ
Итак, дискуссия о техосмотре окончена. Президент подписал новый закон: выполняйте. Увы, и на сей раз привычную черномырдинскую формулу разыграли, как по нотам. Ясное дело, они-то там хотели как лучше. А получилось, понятно, как всегда: платить за ТО теперь придется в разы больше. Но и это еще не последний неприятный сюрприз от начальства.
Шоферскую братию у нас давно уже принято представлять как гигантскую дойную корову. Желающих подергать за живительные сосцы всегда было хоть отбавляй. С каждого автовладельца по рублику - миллиардеру на рубашку. А тут такой случай - ездоков только прибавляется. "Стриги" их, не ленись! Благо что регламент позволяет. Не избежал этой судьбы и новый закон о проведении ТО.
Казалось бы, совсем недавно, когда все с жаром еще только обсуждали судьбу этого закона, начальство и народ чуть не пришли к согласию: мол, от греха подальше лучше бы вообще отменить этот ТО. От него одна коррупция. А уж если оставлять техконтроль, то хотя бы всю процедуру сделать максимум беспроблемной. Да и удешевить по максимуму!
Но на поверку все вышло, как с чубайсовскими ваучерами - чистый пшик. Так, если раньше техосмотр можно было пройти за 700 рублей, то теперь - вынь да положь до 2 тысяч. За повторный техосмотр после устранения выявленных неполадок также придется платить по новой - раньше бесплатно.
- Инспекторы ГИБДД теперь не станут на дороге проверять наличие талона, подтверждающего прохождение ТО. Однако наличие полиса ОСАГО обязательно проверят, - говорит автоэксперт кандидат технических наук Дмитрий Жулевич. - Но полис ОСАГО теперь нельзя приобрести без наличия талона о ТО. А наличие одного только талона ТО - не гарантия того, что у вас не снимут номера за отсутствие ОСАГО. Заколдованный круг получается.
Новые проблемы
Несложно догадаться: давать на лапу отныне будут не за что-нибудь, а за отсутствие ОСАГО. В чем же тогда будет заключаться антикоррупционный эффект для ГАИ? Можно ли тут говорить о какой-то здравой реформе? Что в лоб, что по лбу. Словом, на поверку выходит, что одной рукой слуги народа закон пригладили, а другой добавили туда новые заморочки.
Нас успокаивают: количество пунктов проведения осмотра значительно увеличится, и с 2014 года бал здесь будут править только частники. (Пока же можно выбирать между частными станциями и государственными, от ГИБДД.)
Но и тут заранее известно: передача процедуры в частные руки, может, и уберет очереди, но зато породит новые проблемы - в первую очередь материальные. И никак не оправдает надежды на снижение водительских расходов. Что это - обычный промах законодателей или новый способ побольше "подоить" человека за рулем?
И получается, законодатели своими руками дают сигнал "синим ведеркам" для новых протестов. А нечистым на руку дорожным полицейским оставляют привычную для них возможность подзаработать на традиционной проверке документов.
Штрафные баллы
Между тем отеческая забота власть имущих о владельцах железных коней на этом не заканчивается. В развитие темы, над отечественными водилами собирается новая туча. Подробности озвучил председатель комитета Госдумы по Конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Речь идет о желании ввести штрафные баллы для нарушителей правил дорожного движения. Назад в СССР: при наборе определенного количества баллов водитель лишается прав.
- Значительное количество депутатов-специалистов склоняются к тому, чтобы восстановить балльную систему, - подтвердил Плигин. - Она может сыграть серьезную профилактическую роль. Нужно сказать, что и я отношусь к числу этих депутатов.
Стоп! Не хочется верить, что народные избранники собираются вводить нечто подобное. Ведь штрафные баллы доконают в первую очередь саму автоинспекцию. Так и тянет воскликнуть: "Господа депутаты, да пожалейте же вы нашу ГАИ!" Ведь если сейчас о коррупции там не судачит только ленивый, а сам президент обычно говорит на эту тему с большой досадой, то предоставление инспекторам полномочий назначать и подсчитывать штрафные баллы только дополнительно подтолкнет обладателей полосатых жезлов к бездонной мздоимной пропасти. Как это ни удивительно, но даже сам замминистра МВД Виктор Кирьянов также положительно относится к введению штрафных баллов.
- Но зачем же усугублять и без того в известном смысле непростую ситуацию, в которой сегодня оказались гаишники? - удивляется адвокат Виола Старжицкая. - Ведь тут все как на ладони: штрафные баллы - новый мощнейший источник коррупции. И предоставление инспектору новой возможности поугрожать нарушителю лишением прав за перебор штрафных очков всем известно, чем закончится. Мало кто из служивых устоит перед искушением обогатиться - слаб человек. Сколько бы гаишникам ни выдавали в день официальной зарплаты, все равно будет не хватать.
Так нужно ли толкать и без того оказавшуюся в непростой ситуации ГИБДД на новые нарушения? Нам говорят: "По количеству штрафных баллов сразу будет видно, закоренелый нарушитель перед вами или нет". Но в век компьютерных технологий при необходимости инспектор и без того может найти список водительских прегрешений любого индивида. А штрафбаллы и массовые наказания лишь добавят негатива в процедуру общения водителя с инспектором.
Стоит ли в ближайшее время ждать от распорядителей водительских судеб хоть какого-нибудь позитива? Сколь это ни грустно, но у наших чиновников и властей предержащих генеральная линия по-прежнему одна: запугать, ободрать как липку. Всех, кто сидит за баранкой. Кто-то уверен, что именно это и есть наведение порядка на дорогах.
Александр Данилкин
|