КУШАЙТЕ ЛЮДИ, ПЕСТРЫЕ ЯЙЦА!
Пермский фермер Владимир Рашин разработал и запустил в своем перепелином хозяйстве установку генерации биогаза, получив 80% рентабельности бизнеса. После того, как его замучили делегации аграриев («сделай нам такую же»), Рашин решил начать новый бизнес. Так фермер вышел на рынок биоэнергетических технологий. Минувшей осенью открыл предприятие ООО «ЭнергоРежим» по изготовлению этих установок: теперь у него, кроме хозяйства в деревне Катыши, еще и свое конструкторское бюро, менеджеры, офис в Перми и представители по регионам.
— Когда я в 2006 году пришел в министерство сельского хозяйства Пермского края и сказал, что хочу заняться перепеловодством с последующей утилизацией помета, получением из него биогаза и электроэнергии, там на меня та-ак посмотрели: «Чего-чего?». За спиной чиновники хихикали, пальцем крутили у виска, — рассказывает Владимир.
— Через месяц я запустил биогазовую установку, снова приехал в министерство и пригласил посмотреть. Тогдашнийминистр Елена Гилязова вывезла на ферму всех сотрудников кабинета и кучу корреспондентов. После мне предоставили субсидии на 1,3 млн рублей…
Перепелиным хозяйством Владимир поручил управлять младшей дочери Наталье. Здесь все отлажено: производство, поставка яйца и мяса в торговые сети. Сам Рашин решил выйти в другую плоскость — перспективы нового бизнеса намного интереснее:
— Я вижу, что могу себя реализовать на рынке энергетического оборудования. Одни, кто в теме, стоят ко мне в очередь за установками, другие изумленно спрашивают: «Из помета, извини, предлагаешь конфеты делать?». Точно так же, когда начинал заниматься перепелами, приходилось налево и направо рассказывать: эти маленькие пестрые яйца съедобны и очень полезны. Кушайте, люди, не бойтесь. Я сам поначалу растаскивал тушки перепелов по офисам, предлагал. Догадываетесь, как реагировали? «Какие-то они маленькие… Ты че, мужик, ворон настрелял?». Прошло время, теперь совсем другой подход и спрос: даже METRO, которое раньше меня отшивало, просит расширяться, ждет продукцию. С биоустановками похожая история.
Главные инженеры не ржавеют
— Владимир Николаевич, вы же перекраиваете аграриям мозг, предлагая революцию в отношении к биоотходам.
— В принципе большинство хозяйств агрокомплекса может обойтись собственными ресурсами, вырабатывая автономно электроэнергию, тепло, газ. Не надо в деревни тянуть дорогие электросети, газовые трубы. В Катышах, например, никогда не усилят электросети, этого даже в планах нет. Земли в крае продают под застройку, коттеджные поселки множатся, а там ни водопровода, ни газа, ни электроэнергии, ни канализации. В соседних Стряпунятах, например, нет очистных сооружений, канализацию сливают в речушку, из которой все попадает в Каму. А в наших установках можно использовать и канализационные стоки.
Утилизацией я занимался давно. Еще будучи при совдепии главным инженером на «Красном Октябре», деревоперерабатывающем заводе в Перми, изучал иностранный опыт утилизации опила.
— И до чего дошли?
— Сделал из молочной фляги опытный образец реактора, в кабинете у меня работал. Но случилась перестройка, и это стало никому не нужно: предприятие начали валить, делить, банкротить, менялись собственники. В те штормовые времена я заработал язву и ушел. У меня в Катышах была дача. Для себя завел там перепелок, лечился сырыми яйцами: пять утром, пять вечером. Буквально через полгода язва зарубцевалась. Я и подумал: займусь сельским хозяйством — это актуально, нет местных продуктов хороших, все завалил импорт.
Когда личное подсобное хозяйство выросло в небольшое предприятие, 10 тыс. голов, встал вопрос об утилизации помета. Кроме того, в деревне замучили перебои с электроэнергией: во время отключений приходилось горячую воду из бани в инкубатор носить — птенцов обогревать. Решил изготовить себе реактор на 8 кубов органического топлива. Хотя правильнее его называть генератором утилизации органических отходов. Разработал чертежи и собственными силами изготовил установку в 2006 году, она быстро окупилась.
— Перспективные рынки и продукты, которые вы видите?
— Во-первых, это удобрения: можно отказаться полностью от химикатов и выращивать экологически чистую продукцию. Не стыдно будет детей наших кормить. Во-вторых, рынок сжиженного газа, электроэнергии, тепла. С нашего реактора, например, отбирается ежедневно до 500 литров горячей воды — 64 градуса. А это температура наших городских сетей, где до потребителя доходит минимум 35 — 40 градусов, при этом платим бешеные деньги. Про перспективы можно продолжать долго. Только очень грустно станет.
Людмила Колбина
|