СЕЛЬСКАЯ КРАСАВИЦА
В качестве сувенира зимних Олимпийских игр в Сочи утверждена семеновская матрешка. Cимвол нынешней России делают женщины, которые только мечтают о счастье.
Десятки, сотни женщин идут рано утром по улицам небольшого городка Семенова в сторону фабрики, на которой производят матрешек. Многие с детьми и внуками — кого в садик по дороге отводят, кого с собой на работу ведут. Кажется даже, что кроме женщин и их ребятишек в этом городке и нет никого.
Из более чем тысячи работников в производственном художественном объединении "Хохломская роспись"— почти все женщины. Мужчины, как это в России принято, в основном занимают руководящие должности. "Если говорить о количестве занятых, то мы — градообразующее предприятие города Семенова,— объясняет генеральный директор и по совместительству доктор философских наук Андрей Веселов.
Диковинные куколки
"Раскрашиваю матрешек уже семнадцать лет",— рассказывает Тамара Кабанова. Деревянные фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат, прежде чем они попадают в руки Тамары, в цех к художникам. Точнее — к художницам. Росписью матрешек, кажется, вообще ни один парень не занимался с 1922 года, с тех самых пор, когда в Семенове и начали потихоньку изготавливать диковинных куколок.
Матрешке на самом деле на так уж и много лет. Но почему-то кажется, что она была всегда. Может, потому что это абсолютно точное олицетворение России — плодородия, материнства, женской силы и заботы. "Хохломская роспись" — предприятие, на которое водят туристов, куда привозят почетных гостей города. Если городку Семенову и есть чем гордиться, так это своими народными промыслами. "Это мы с Кобзоном,— показывают женщины снимок.— Он как-то сюда с губернатором прибыл. Смотрел, как мы работаем, восторгался, потом спросил, сколько получаем: "Четыре тысячи? Ну, девочки, это еще нормально — четыре тысячи долларов". Кобзон даже представить не мог, что работницы получают всего четыре тысячи рублей, а не долларов.
Матрешки, фонтан и заборы
Сельская красавица — так представляют свою расписную куклу на сайте предприятия "Хохломская роспись". Желтый платок, красный сарафан, цветы на переднике — это классическая семеновская матрешка. Есть матрешки городские, в строгой одежде, а семеновская — яркая, будто только что из хоровода выхваченная, с румянцем на щеках. Именно она утверждена в качестве сувенира зимних Олимпийских игр в Сочи. "Мы, конечно, хотели, чтобы наша Матрена стала талисманом Игр,— говорит главный художник Валентина Дашкова.— И с факелом ее пытались изобразить, и с лыжами, отправляли заявки. Но талисманом мы не стали, зато стали официальным сувениром. Да и это разрешение получали долго. Необходимо было собрать многочисленные документы, провести переговоры, презентации. Но, слава Богу, утверждена наша традиционная 3-5-местная матрешка, дали добро на изображение олимпийской символики на ее передничке. А город наш также включен в перечень культурных мероприятий Олимпиады: будем принимать у себя гостей, приехавших на Олимпийские игры в Сочи. Вот планируем разрисовать ради этого под хохлому все городские автобусные остановки и городской общественный транспорт". Пока что разрисовали только таблички с указанием улиц, городской фонтан и кое-где — заборы.
Сотрудницы предприятия на Олимпийские игры очень рассчитывают — надеются, что заказов станет больше, а значит, и прибыль кое-какая появится, зарплаты поднимут.
Сильные, крепкие, устойчивые к трудностям, семеновские женщины очень напоминают матрешек, которые берегут, прикрывают свои семьи. В городе, в котором не так много мужчин, только на них вся надежда. Они работают на фактически убыточном предприятии, которое чиновники называют гордостью России. Они варят щи из крапивы и экономят деньги. Воспитывают детей и ухаживают за престарелыми родственниками. Остаются последними хранительницами народного промысла, известного на весь мир.
Наталья Радулова
|