ДРАМА САМАРСКОЙ ФРАНЦУЖЕНКИ
История Жизель Купез-Шурыгиной в 1998 году облетела все информационные каналы и СМИ России.
В годы Великой Отечественной войны юная Жизель, участница французского Сопротивления, спасла жизнь русскому офицеру Михаилу Шурыгину. Чем приглянулся русский парень француженке, уже не узнать. Но она бросила своего жениха и, несмотря на возражения матери, осталась с Михаилом. 8 мая 1945 года в Париже Жизель родила дочь. В августе в столице Франции они с Шурыгиным зарегистрировали брак. А в 1946-м уехали к нему на родину, в cамарский (тогда куйбышевский) совхоз «Рубежное». Сейчас в поселке родственников француженки нет. Ее дочь Екатерина Михайловна Богдашкина и внуки живут в Самаре.
- Мама с отцом уезжали из Парижа на поезде, - рассказывает Екатерина Михайловна. - До семьи Купез потом дошла информация, что состав взорвали. Поэтому все французские родственники думали, что в 1946 году и Жизель, и я, и Михаил Шурыгин погибли. Они нас тогда оплакали и похоронили. А вот родственники отца иностранную жену не приняли.
В «Рубежном» у Шурыгиных родилась вторая дочь, но умерла. А вскоре Михаил ушел из семьи. Жизель хотела вернуться во Францию, но для этого, по советским законам, требовалось оставить дочь в России.
- Из-за меня мама осталась, из-за меня голодала тут, выбивалась из сил, - на глазах Екатерины Михайловны блестят слезы. - Она все время была на работе. Телятница из Франции, ударник социалистического труда...
Пользуясь тем, что Жизель плохо понимает русский, над чужестранкой насмехались мальчишки.
- При встрече с бабушкой пацаны нецензурно ругались и улыбались, - говорит Сергей Богдашкин, внук Евгении Исаевны. - А она думала, что с ней здороваются, улыбалась и кивала в ответ. Они со смеху покатывались. А ей казалось, что они довольны, как она русское слово «здравствуйте» произносит.
Пока Жизель не привыкла к русскому, ее дочь болтала по-французски, как мама. Но среди сверстников Катя быстро освоила новый язык. А вот Евгения Исаевна всю жизнь путала ударения в словах, стремясь поставить их на последний слог.
- А какие она мне письма в армию писала, - улыбается Сергей Богдашкин, внук француженки. - Половина букв - французские. Один листочек полчаса переводили всей ротой.
Внук полюбил «французский бутерброд» с маргарином
В середине 50-х у Жизели завязался роман с женатым человеком. Он хотел жениться на ней, звал уехать в Сибирь. Ведь в селе, у всех на виду, затевать разводы да свадьбы считалось тогда аморальным. Но уезжать из «Рубежного» и везти дочь неведомо куда Жизель не захотела. В родном селе они не могли быть вместе, и поэтому возлюбленный уехал в другой совхоз. А вскоре, в 1957 году, у Жизель родился сын Сергей. Теперь француженка поднимала двоих детей. Больше никаких романов у нее не было, и замуж она так и не вышла.
Дочь и сын обзавелись семьями, уехали в Самару. Внуки приезжали погостить.
- Каждый раз, когда ехал к ней в гости, - рассказывает внук Жизель Купез Сергей Богдашкин, - вез ей трехлитровую банку пива. Она рассказала мне, что во Франции в детстве и юности в их семье не пили воду. Сами варили пиво и употребляли вместо воды. Говорила, что в подвале стояли бочки с пивом, видимо, безалкогольным, для детей и бочки - для взрослых.
Вот так Жизель вспоминала Францию в России. И не просто пила пиво, привезенное внуком, а кусок ржаного хлеба макала в кружку, ела этот мякиш и запивала пивом. Был еще и «французский бутерброд», который в детстве с удовольствием ел внук Евгении Исаевны.
- Черный хлеб она мазала обычным маргарином, посыпала солью и запивала все это кофе, - улыбается Сергей. - Я раньше тоже так ел, вкус помню, интересный.
Родственников Жизель увидела через 52 года
В 1986 году сюжет о самарской француженке снял журналист Куйбышевской студии телевидения, ныне собкор РТР в Самаре Андрей Волков. А через десять лет в передаче «Моя губерния» ко дню взятия Бастилии о Жизель Купез-Шурыгиной рассказала ведущая Ольга Христенко.
- Летом 1997 года этот сюжет прошел по РТР, и его увидели журналисты французского канала «TF-1», - говорит Ольга Христенко. - Они приехали в «Рубежное», снимали Жизель, ее семью. И в 1998 году показали сюжет во Франции в программе «Воскресное время». На следующий же день в телекомпанию позвонили родственники Жизель: «Мы ее узнали, хотим увидеть». Вместе мы подбирали ей одежду, делали маникюр и прическу.
В декабре 1998-го Жизель отправилась в Париж. Через 52 года она встретилась с сестрами, братом, племянниками. Выдержала пресс-конференцию. Родственники отвезли ее в большой семейный дом семьи Купез. Сказали, что в этом имуществе есть и ее доля. Но Жизель сказала, что ей ничего не надо. Ей предложили операцию на глаза, вставить зубы. Но для этого нужно было надолго задержаться. Сестры звали ее переехать во Францию. «У меня же там дети, внуки», - вновь отказалась она от всех благ. Под Новый год Евгения Исаевна вернулась в «Рубежное».
- Поначалу говорила, что ни о чем не жалеет, - говорит Сергей Богдашкин. - Но я замечал, что стала замкнутой, подолгу о чем-то думала, часто плакала. А перед самой смертью не раз говорила: «Я туда хочу».
C приема у посла Франции бабушка привезла три конфеты
Французская родня дала Жизель с собой 1000 долларов. Эти деньги, вернувшись, она потратила на похороны мужа своей дочери. Остальное отдала ей и внукам. От родной страны Евгении-Жизель назначили пенсию, выходило около 6000 рублей. И эти деньги шли дочке. Частенько к «богатой» бабушке стали заходить соседи занять небольшие суммы. Никогда не отказывала. До этого сама не раз одалживала у них. Теперь не скупясь сама давала в долг.
- Через год в Самару приехал посол Франции Клод Бланш-Мезон, - вспоминает Ольга Христенко. - Жизель ездила на встречу с ним, в Самару, в филармонию. Вновь - маникюр, прическа, одежда. После этого пошли разговоры о том, что Жизель Купез представят к ордену Почетного легиона. Но никакого ордена ей не дали. Вручили тогда 300 долларов - и все.
История Жизель Купез-Шурыгиной прогремела на всю страну. Несколько лет назад фрагменты самарской передачи «Моя губерния» были показаны на юбилее режиссера Галины Волчек.
- Волчек долго говорила о нашей француженке, - продолжает Ольга Христенко. - Сказала, что хотела поставить спектакль по тем событиям, но поняла, что такой материал не подходит для театра. Он для кинематографа. Предлагала снять фильм своему сыну, Денису Евстигнееву, и Никите Михалкову, но те отказались. Может, у Павла Лунгина получится хорошая картина.
В 2001 году в Самаре с визитом побывал президент французской республики Жак Ширак с супругой. На прием к высокому гостю Ольга Христенко вновь повезла самарскую француженку. Ширак пообещал оформить Жизель гражданство, официально признать участницей Сопротивления. Супруга Ширака пощебетала с соотечественницей на родном языке.
- На этом все общение с правительственной четой закончилось, - говорит Ольга. - Жизель вернулась в «Рубежное», прихватив с приема три конфетки для внуков. Но обещания Жак Ширак не выполнил. Ни гражданства, ни официальных бумаг об участии в сопротивлении Евгения Купез-Шурыгина не получила.
Квартира Жизель помогает выжить потомкам
В квартире, где последние годы жила Евгения Исаевна, сейчас живут квартиранты. Внук самарской француженки, Сергей Богдашкин, сдает жилплощадь, чтобы прокормить двоих детей. Вместе с Екатериной Михайловной, дочерью Жизель, Богдашкины живут в Самаре.
Соседка по подъезду, где жила Евгения-Жизель, Зоя Щукина вздыхает: «Жизели нам не хватает. Она очень требовательная к порядку была. Сама подъезд убирала и всех организовывала. Если кто свою очередь пропустил, замечание делала, и ее слушали. Уважали ее все. Теперь вот нет ее - и в подъезде грязно».
В «Рубежном» сейчас учится лишь 11-летняя правнучка Жизель Купез. Женя Богдашкина, дочь Сергея. Так сложилось, что Сергей развелся с женой и вместе с детьми уехал в Самару. А в прошлом году Женя решила жить с мамой в «Рубежном».
- Но мама стала выпивать, еду не готовит, - вздыхает Женя. - Поеду обратно к папе и бабушке Кате.
Историю своей французской прабабушки Женя знает хорошо. Бабушка Катя рассказывала. Да и пока Жизель была жива, играла с Женей и ее младшим братом Ромкой.
- Она была очень добрая, - говорит Женя. - И сильная. Я про нее ребятам в классе рассказывала. Они с интересом слушали, вопросы задавали. Я своей прабабушкой горжусь.
Ольга Христенко, Мила Дарская
|