БОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА ПОБЕДЫ
Про аварию в Ростове, произошедшую 10 лет назад и разделившую ее жизнь на две части - до и после катастрофы, Наталья Жигулина, вспоминая тот ужас, говорит с болью. Собравшись с силами, она тихо рассказывает: про то, как много с мужем-офицером ездила по гарнизонам, в 2000 году работала врачом в военном госпитале и ужасалась бесконечному потоку раненых солдат, прибывавших к ним с чеченской войны, как муж уехал в командировку в Чечню, и сама она рвалась работать туда же.
Но на войну Наташа не успела уехать - в Ростове, где она тогда жила, в ее машину врезался автомобиль.
- Я очнулась в Ростовской больнице неотложной медицинской помощи, куда меня привезла «скорая». В рентген-кабинете врачи, узнав, что я тоже врач, поднесли мне к глазам снимки моей шеи. Я вгляделась и поняла: это конец, - вспоминает Наташа. - У меня сломаны дужки второго шейного позвонка, самого главного, на котором «сидит» голова. Я сама раньше работала на «скорой помощи», хорошо знаю: после автодорожных аварий люди с такими травмами до больниц никогда не доезжают, умирают. Но раз меня довезли, значит, мне небеса дали шанс, нужно за него хвататься.
Так и случилось. Дежурный врач, читая Наташины рентгеновские снимки, предложил ей примерить экспериментальный образец.
«Венец» впился в голову и мучил 4 месяца
- Так совпало, этот врач вернулся накануне с российской конференции травматологов, где презентовалась новая конструкция - аппарат Илизарова для головы и шеи, для сращения шейных позвонков. Ему не терпелось опробовать ноу-хау. Я согласилась и стала в стране второй, на кого надели этот «терновый венок», - рассказывает Наталья.
Врачи не под общим, а всего лишь под местным наркозом, который, признается Наташа, никак не работал, просверлили дрелью череп в четырех местах, вогнали в полученные отверстия болты - «гвозди», и на «гвозди» надели, закрепив, титановый ободок.
От этого «венка», зверски сжавшего голову, вниз, к талии, протянули металлические прутья. Их прикрепили к «поясу» на талии. Это была самая надежная и самая революционная фиксация головы. И в таком мучительном каркасе Наташа пробыла 4 месяца.
- Муки были нечеловеческие, - признается Наталья. - Я не спала месяц. Дошла до предела страданий и уже не могла, не хотела жить, но вдруг поняла, мой терновый венок - так похож на терновый венец Христа. Но мои муки, конечно, лишь крошечная часть его неимоверных страданий. Поэтому я решила: все выдержу - ради моих родных. И ради других людей с такими же сломанными шеями, как у меня, ведь у них нет шанса выжить, а я - очень удачный «подопытный кролик», мне - врачу, лично, на себе обкатывающему новый аппарат, легче всех описать и проанализировать все ощущения и заметить плюсы и минусы и, конечно же, первые ростки победы!
Долгая дорога к себе, прежней
После того как аппарат Илизарова с Наташиной головы сняли, от нее отказались все реабилитационные центры страны.
- Только Кемеровский реабилитационный центр рискнул, согласился принять меня. Тогда, 10 лет назад, в стране опыта выхаживания и реабилитации таких больных, как я, не было, - говорит Наташа.
Ее родители привезли в родной Кузбасс, к реабилитологам.
- Меня, помню, врач спросил: «Чего добиться хочешь?» Ответ был дерзким, даже наглым. Я выпалила: «Всего! Хочу стать прежней!» Врач удивился, но стал самым лучшим другом, он очень помог мне. Низкий поклон всем моим спасителям, я всему училась заново - ходить, держать ручку, даже просто есть, - говорит солнечная, торжествующая, выздоровевшая Наташа. Она долго и гордо перечисляет каждое маленькое упражнение, которое не удавалось, но в ежедневных тренировках наконец удалось, каждую свою победу. Как учила себя видеть - после аварии взгляд не фокусировался. Как возвращала чувствительность пальцам. Как после сращения шейных позвонков голова окрепла, но была закинута назад. В таком положении не то что ложкой, даже через трубочку есть было невозможно! И Наташа тренировками заставила голову наклоняться.
Год назад Наташа неожиданно для себя зажглась идеей попробовать вышивать иконы бисером. Они получились потрясающие, и сейчас есть уже 52 такие иконы, освященные и благословленные церковью.
- Вышивка икон бисером помогла мне окончательно выздороветь, - говорит Наталья. - Вышивая, наклонившись над иконой, я не чувствую усталости, живу вне времени.
Благодаря вышивке икон ее благодарные голова и шея окрепли, глаза стали лучше видеть, а еще не так давно непослушные пальцы научились творить чудеса из воздуха. Тончайшая леска, на которую мастерица нижет бисеринки, невидима в воздухе. Она шьет воздухом и создает божественную картину победы.
Лариса Максименко
|