НАЛОГ НА ВОДУ ГРОЗИТ НАРОДУ
Уже несколько дней сотрудники нашей организации ходят к кулеру за водой с некоторой опаской. Вдруг кто-то фиксирует, сколько воды ты выпил за день? А все дело в том, что недавно Минфин заявил, что воду из кулера в офисе, а также бесплатные чай и кофе надо обложить налогом. Дескать, это доход в натуральной форме, стало быть, надо платить законные 13 процентов. А пока мы явно нарушаем Налоговый кодекс.
По кодексу реализация товара даже на безвозмездной основе облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). По мнению налоговиков, стоимость воды должна вычитаться из зарплаты сотрудников. Для этого надо учесть, кто и сколько выпил, вычесть 13 процентов стоимости потребленного объема воды и заявить в налоговую инспекцию о полученном доходе сотрудников.
На самом деле со всеми бесплатными благами, которыми нас пытаются осчастливить по месту работы, беда уже не первый год. Страдают от такой проблемы как работники, так и работодатели. Последние, например, жалуются, что не могут, в частности, бартером расплатиться с работником путевкой: с ее счастливого обладателя тут же взимается налог. Ладно, когда путевка дешевая. А если это заграничное турне с проживанием в дорогом отеле, с питанием и т. д., то 13 процентов с ее стоимости ощутимо бьют по карману.
Были вообще курьезные случаи. Одна дама на корпоративной вечеринке в солидной научной организации выиграла в беспроигрышную лотерею... трех живых кур. Мало того, что они успели загадить ей всю лоджию, пока она искала достойное куриному званию пристанище. Так еще через некоторое время из налоговой пришла бумага: нарушаете, гражданочка, из вашей фирмы пришла информация, что вы получили доход в натуральной форме, а налог с него не заплатили. Пришлось платить налог с курей, да еще и штраф за просрочку.
А теперь вот и до воды добрались, и до чая с кофе. Чиновники от финансов даже подозревают нас с вами в том, что мы можем уносить напитки из автоматов домой, тем самым пополняя хозяйственные запасы. А уж если поел на новогоднем банкете, готовь кругленькую сумму для налоговых выплат. На таких вечеринках, как правило, начальство не жадничает, ставит народу напитки поэлитней, икорку. Ну, каждый знает, банкетное меню - это вам не пюре с котлетой в столовке...
Инспектор с минзуркой
- На мой взгляд, подобные вещи выглядят абсурдно и говорят о непрофессионализме тех, кто их пропагандирует, - прокомментировал ситуацию председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Получается, что возле каждого кулера в каждом офисе надо поставить налогового инспектора с мензуркой. Вообще государство не должно заниматься подобными вещами, лучше бы оно больше внимания уделяло доходам нефтяников и газовиков. А вода - это вовсе не доход, а жизненно необходимая субстанция. Взимать с нее налог, на мой взгляд, полный абсурд.
- К сожалению, наше налогообложение отличается от системы сбора налогов в развитых странах, - сообщил директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук Алексей Шевяков. - У нас налоговая нагрузка ложится в основном на труд, а не на капитал.
- В нашей организации вода из кулера, чай и кофе всегда учитываются как представительские расходы, - рассказала пожелавшая остаться неназванной из страха перед налоговой инспекцией сотрудница одной из столичных фирм. - Мы ведь и гостей, и клиентов потчуем из этого источника. И всех это устраивало: и сотрудников, и начальство. Зачем на пустом месте огород городить? Сколько можно заработать на 13 процентах от стоимости двух-трех стаканов жидкости? Представляете, сколько это дополнительной работы бухгалтериям по всей стране?
Утешение будет?
Да уж. Вместо того чтобы вводить прогрессивный налог на большие деньги, мы занимаемся мышиной возней с подсчитыванием выпитых сотрудниками стаканов воды и кофе. Ни для кого не секрет, что заработные платы в нашей стране значительно ниже, чем во многих цивилизованных странах. Стало быть, и уровень жизни тоже невысок. Так, оказывается, должна быть платной еще и возможность утолить жажду в процессе напряженного трудового дня! Да и на корпоративной вечеринке придется теперь один бутерброд съедать прилюдно, а еще два выносить в рукаве за ближайший угол.
А как быть с кондиционированием воздуха в кабинетах? Не выглядит ли это в глазах налоговиков реализацией товара или услуги? Может, еще начать взимать с нас отчисления за предоставление рабочего места? Ну, то есть ввести уже в конце концов ту самую плату за вход на работу, которая давно фигурирует в анекдотах и шуточках? Представляете, какие пойдут тучные налоговые доходы? Ведь желающих потрудиться в нашей стране все еще немало, несмотря на то, что (на мой взгляд) государство практически всеми своими телодвижениями не способствует трудовому порыву своих граждан, а как-то все больше разворачивает нас (даже самых праведных) в сторону лености, безответственности и подворовывания на рабочем месте.
Какой может быть трудовой энтузиазм и корпоративный патриотизм на фоне того, как жируют олигархи и иже с ними, а у человека со скромными доходами офисного клерка вырывают из рук стакан с водопроводной водой? При этом отказ компании от учета расхода воды (кто и сколько выпил) даже может быть расценено как нарушение налогового законодательства!
Есть все же и утешение во всей этой истории. В арбитражной практике, оказывается, уже были прецеденты. И арбитражный суд оказался на стороне водохлебов: вода - это не подарок и не доход в натуральном выражении, это средство, обеспечивающее нормальные условия труда. Чиновники от финансов тоже признают: если невозможно персонифицировать расход воды, то и налог взимать не надо. Так если все же без этого налога можно обойтись, зачем пытаться его персонифицировать? Нам всем что, нечем больше заняться? У нас что, нет больше проблем? Все уже переделано? Осталось жаждущих к рукам прибрать? Например, врача, который после многочасовой сложной операции решил выпить чайку покрепче, чтобы силы восстановить. Или диспетчера в аварийной службе, коротающего ночь, чтобы вовремя выслать нам ремонтную бригаду, если труба в квартире лопнула. Как-то стыдно намекать им на платность жаждоутоления.
Ирена Татонова
|