БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. То есть сегодня у всех нас, носящих христианские имена, - именины.
Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 году римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».
Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь (это день её рождения), посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок: святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители.
День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же «теста», что и мы с вами.
Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.
При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» без своего сильного желания быть с Богом.
Помимо «помазания благодатью», святые всегда оставались обычными людьми - со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать, что святые безгрешны.
Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно: человек сотворен Богом по Его образу и подобию, и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч и тысяч подвижников не будет известно никогда … Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру во Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, не счесть имён верующих, расстрелянных в годы безбожия в советских лагерях.
Если говорить о церковной традиции, то следует сказать, что святые почитались с самых ранних веков христианства.
В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Ведь они - практически наши современники, они жили на соседних улицах, слушали радио, ходили в магазины и жили самой обычной жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть, изменить свою жизнь, сделать Заповеди Божии её принципом - главная цель жизни христианской – оказывается достижимой.
В. Зарайский, А. Любимова
|