Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, шейх: ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ МУСУЛЬМАН? 

Сегодня муфтий - наш гость. Разговор пойдет не только о проблемах мусульман. Его, как гражданина России, волнует все — в том числе как будут в ближайшее время развиваться страна и мир, в котором проблемы ислама приобретают особую актуальность.

— Расскажите о различных течениях в исламе. От чего зависит разница в религиозных взглядах — от страны или от национальных особенностей?
— В исламе два крупных течения — суннизм и шиизм. Исламские течения не разделяются по этническому признаку. Это зависит от традиций той или иной страны, где жил и распространял правовую школу тот или иной имам.
Попадая в ту или иную среду, молодые ребята, обучаясь на протяжении 7—10 лет, воспитывались в определенных традициях. Например, в королевстве Саудовская Аравия, обучаясь в институтах и университетах, они видят жизнь мусульман, которые воспитаны в традициях ханбалитского мазхаба, в рамках которого сформировалось ваххабитское учение. Это учение в королевстве Саудовская Аравия является основополагающим, учение ибн Абд-уль-Ваххаба являлось тем стержнем, которое в свое время сплачивало и объединяло нацию. Его учение способствовало созданию государственности КСА, поэтому он почитается как собиратель народов и государства.

В 90-е годы немало наших юношей получали воспитание в традициях ваххабизма, которое учит: нет разделения по мазхабам, мы все мусульмане, следуем Священному Корану и Сунне Пророка. Всегда шла жесткая конкуренция и борьба с убеждениями шиизма. В России же проповедуется традиция межконфессионального мира, согласия, диалога. Мы не разделяем наших мусульман на шиитов и суннитов, на своих и чужих. Для нас верующий является братом, как сказано в сунне Пророка: “Истинно, верующие братья”. Я, будучи имамом, будучи муфтием, являюсь таковым и для суннитов, и для шиитов. Азербайджанцы и та небольшая часть таджиков, которые исповедуют шиитское направление ислама, считают меня своим имамом, своим муфтием.

— Возможно ли создание единого центра, который бы в России полностью объединил и Центральную Россию, и Кавказ, и Сибирь под единым руководством?
— В Коране есть аят: “Держитесь за вервь Всевышнего и не разделяйтесь”. Этот аят призывает всех мусульман — и суннитов и шиитов — держаться за Священный Коран, за ислам и не разъединяться. Это требование, чтобы мы были вместе. Другой аят гласит: “Войдите в мир все вместе”. Мы призваны жить в мире, объединяя верующих, консолидируя позитивные силы, строя наш общий дом в едином государстве. Для мусульман России было бы целесообразным, чтобы возникло религиозное объединение.
Когда произошел распад страны, распались и духовные управления мусульман на территории России. Процесс объединения вновь образованных духовных управлений происходил осторожно и не сразу. Сиюминутно объединить всех невозможно. Процесс будет длительным, надо помнить о том, когда с объединительной инициативой выступил муфтий Талгат Таджутдин, нашлись силы, которые увидели в объединении мусульманских организаций в единую структуру нежелательность, а кто-то и некую опасность.

— Политическую?
— Скорее всего. Они посчитали, что если мусульмане будут объединены в единую структуру, то это будет огромная сила, способная стать влиятельным фактором в политической и в общественной жизни страны. Теория “разделяй и властвуй” привела к тому, что те же заинтересованные в расколе силы способствовали в 90-е годы отделению северокавказских духовных управлений от Совета муфтиев России и возникновению Координационного центра мусульман Северного Кавказа. На территории Российской Федерации действуют три централизованные религиозные организации мусульман. С ними заигрывают, поддерживают то одно религиозное духовное управление, то другое, потом третье. Так создают не конструктивную конкуренцию, а противостояние. Важно понимать, что за 19 лет существования новой демократической России выросло новое поколение людей. Сейчас мусульманская молодежь грамотна, хорошо разбирается и в политике, и в социологии, и в общественной жизни. Они получили возможность повышать знания и в религиозной сфере. Получив религиозное образование, они задумываются: почему же нет единого центра? Ведь требование Всевышнего, требование нашего Пророка — быть едиными. Значит, считают они, действия религиозных лидеров противоречат учению Всевышнего.

В конце 2009 года прозвучала инициатива муфтия Талгата Таджутдина, призвавшего мусульман объединяться в единую структуру. Он созвал пресс-конференцию, выступил по телевидению и обратился к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с предложением о необходимости создания единой мусульманской структуры.

— Как к объединению мусульман относятся другие конфессии: православные, иудейские, католические, протестантские? И какие отношения у вас с другими конфессиями?
— Что касается вопроса объединения, то все конфессии считают, что это наше внутреннее дело. Они уважают наше стремление к объединению мусульманской уммы. Для всех было бы удобнее иметь дело с единой организацией.

— А сама власть как относится к объединению?
— Власть дала нам понять, что на сегодняшний день для России эта проблема не актуальна. Сегодня вокруг нас объединяются интеллектуальные силы. К примеру, недавно при СМР был создан экспертный совет, куда вошли лучшие умы нового поколения российских мусульман: журналисты, юристы, политики, общественные деятели, деятели культуры и науки.

— Сможет ли процесс объединения помочь в решении кавказской проблемы?
— Если бы у нас были возможности серьезнее влиять на всех последователей ислама в России, мы бы сегодня, возможно, и не имели таких трагедий, как теракты в “Домодедово” и в метро. Мы бы могли глубже просвещать нашу молодежь, объяснять истины ислама. Сегодня мы теряем ту часть молодежи, которая, не найдя ответов на вопросы и вызовы времени, идет за экстремистами. Для того чтобы подготовить молодежь, воспитать ее нравственно и духовно, у нас нет достаточного количества мечетей. Не говоря о том, что нет своего канала телевидения. Нет своего радио. Сотни тысяч мы собираем, а еще сотни и сотни тысяч остаются вне зоны влияния наших наставников.

— Возникают ли у вас трудности в Москве?
— Трудности заключаются в непонимании ситуации со стороны некоторых властных структур. Мы еще в 2000 году согласовали с правительством столицы вопрос включения в план развития города размещение новых мечетей в округах. Позднее мы представили список адресов, где потребность в мечетях наиболее остра, по одной мечети в округе. Если бы власти города не пошли на поводу националистических сил, которые оказывают на них давление, места для строительства мечетей на законных основаниях были бы рассмотрены и решены. Религиозным организациям власти предлагают участки. Так, властями города было принято решение о выделении земельного участка под строительство мечети в районе Текстильщики. Отдельные СМИ преподнесли это таким образом, как будто религиозная организация забирает этот участок у города. Религиозная община обращается с просьбой о выделении участка, она не занимается самозахватом. В этом районе расположен Московский исламский университет, студенты и жители района нуждаются в мечети, они опираются на Конституцию, на Закон о свободе совести и религиозных объединений.

— К сожалению, у части населения в той же Москве существует негативное отношение к мусульманскому сообществу. Мне это претит, я считаю, что это бескультурье, неуважение к другим национальностям, к вере. Чем, вы думаете, они были вызваны? Чеченской войной, или террористическими актами, или в целом долгие годы неправильной политикой против мусульман в России?
— Я считаю, что негативное отношение к мусульманам у нас появилось не только в последние годы. Это воспитывалось более 20 лет. И в Европе отношение к мусульманам и исламу в целом изменилось. В этом огромная вина ложится на тех, кто своими действиями или словами способствует развитию негатива по отношению к исламу и мусульманам. В первую очередь на скандального автора Салмана Рушди. Первоначально его книга “Сатанинские стихи” вызвала скандал и нанесла тяжелое оскорбление мусульманам. Потом сыграло определенную роль 11 сентября, когда президент США заявил: “Мир изменился”. После того как начались военные действия в Афганистане, начались ответные террористические акты. Началась война в Ираке, и как ответ на эту войну — вновь террористические акты. Все это привело к противостоянию исламского и христианского миров.
Все смешалось: и миграция, и настроения на Западе, и выходки националистов. И, конечно же, политики, которые не проявляли заботу о межнациональном и межрелигиозном мире. У нас до сих пор нет министерства по делам национальностей, нет четкой национальной идеи. Мы не воспитываем молодежь в патриотическом духе. Мусульманские проповедники в проповедях и выступлениях всегда подчеркивают, что Россия — многонациональное государство. И мы должны уважать религию, традиции и культуру соседей. Сегодня молодые люди выходят на площади и говорят: “Россия для русских! Нет мечетям!” Они не понимают, какие народы испокон веков живут на территории России. Эти народы так же, как и русские, создавали государственность. Мы не видим телепрограмм, которые бы рассказывали о культуре, например, дагестанских народов. Та же ситуация с Башкортостаном или Татарстаном. У мусульманских народов России есть серьезные политики, деятели науки и культуры, выдающиеся спортсмены, прославленные труженики.

— Существует точка зрения, что ислам якобы агрессивная религия, что неверных надо убивать. Как вы можете это объяснить? Почему это происходит?
— В основном из-за неграмотности. Большинство наших граждан ничего не знают об исламе. Большинство получают информацию из СМИ, которые преподносят: ислам — это религия агрессии. Ислам никогда не считал представителей других религий неверными. И не требует насильственной исламизации. В Священном Коране написано: “Нет принуждения в вере”. Человек может исповедовать любую религию. Религии должны сотрудничать во имя добра. Поэтому звучит коранический призыв: “И сотрудничайте в добре и богобоязничестве, не помогайте друг другу в грехе и вражде”. Ислам учит: посланники и пророки передали тем или иным народам общее вероучение, которое было ниспослано Всевышним. Мусульманин, если он верующий, должен уважать все Священные Писания Единобожия — христиан и иудеев.

— Как вы считаете, существует ли на сегодняшний день в России национальная политика и что можно в этом направлении сделать?
— Национальная проблема для федеративного многонационального государства должна быть проблемой номер один. Межнациональный и межрелигиозный мир сохранит единство страны. В этом случае будет и подъем экономики. Если у нас не будет мира между народами и религиями, то государство долго не просуществует. Оно распадется. Мы убежденно верим — распад России не в интересах мусульман. Мы — единый российский народ. И если останемся россиянами, будем заботиться о мире в нашем общем доме, тогда всем будет спокойно жить в нем. Если же будем думать только о себе, в этом случае сохранить мир невозможно. Не будет мира в общем доме, не будет возможности спокойно совершать молитвы. Где идет война, там нет богослужения — под пулями некогда думать о духовности. Поэтому важно сегодня думать о духовности и сохранении мира. Это возможно лишь тогда, когда будет выработана правильная национальная политика, объединяющая всех, сохраняющая мир в нашем общем доме.

В середине марта мы впервые после Октябрьской революции созываем Всероссийское мусульманское совещание, куда приглашены духовные и общественные лидеры мусульман со всей России. Среди приглашенных — и представители высшего руководства страны. На этом мероприятии впервые в новейшей истории страны на самом высоком уровне будут обсуждены все перечисленные ранее проблемы.

— В Ватикане есть папа, в православии — патриарх. А кто признанный всем миром мусульманский авторитет? Или нет на сегодняшний день такой фигуры?
— Общепризнана Исламская академия Аль-Азхар в Каире. Шейх Аль-Азхара является для мусульман имамом Акбаром, что означает Главный имам. Он не носит титула муфтия. Ранее имамом Акбаром Аль-Азхара был известный и почитаемый во всем мире ученый, авторитетнейший шейх Мухаммад Тантави. Он ушел из жизни. Вновь пришедший пока еще не занял такого положения в мире. В исламских странах есть свои признанные ученые, которым доверяют и которых почитают. В Катаре шейх Юсуф Кардави — человек известный, признанный в исламском мире как выдающийся богослов современности. Но единого руководителя, как Папа Римский, такого в исламском мире нет. Есть духовные центры и руководители этих центров.

— Складывается впечатление, что Православная церковь, несмотря на то что пришел новый патриарх, как бы сдает свои позиции в народе. В то же время активизировались протестанты. Они активно и интересно работают с людьми. Неархаично. Православие все дальше отходит от реальной жизни: все красиво, все сверкает, но люди уже не тянутся к этому…
— В течение двух последних лет приняты решения по таким вопросам, как преподавание религиозных предметов в школах и введение института военных капелланов в армии. И в предыдущие годы у нас была четкая позиция по этим вопросам. Вероучение мы должны преподавать в наших медресе при воскресных школах, а школа должна готовить детей к диалогу, взаимодействию культур. Давайте мы будем в рамках школьной программы знакомить детей с религиозными традициями, историей основных мировых религий. Такова была наша позиция.

Сегодня мы пришли к соглашению. И Президент России согласился с тем, что будет преподаваться один предмет. Он делится на 3 сегмента: первый — основы религиозной культуры. Православные изучают основы православной культуры, мусульмане — основы мусульманской культуры, иудеи и буддисты — свои. Второй сегмент — история мировых религий. Третий — светская этика.

Сейчас проходит эксперимент в 19 субъектах. По оценке экспертов, подавляющее большинство не хотят, чтобы их дети изучали в школе основы своей религии. Они предпочитают, чтобы дети изучали историю и культуру мировых религий. 60% родителей и детей предпочитают этот предмет. Кроме того, есть и те, кто хочет, чтобы их дети изучали только светскую этику. Это показатель того, что Россия остается светским государством, в котором религия не стремится к политической власти, но властвовать над сердцами, возрождая нравственность и духовность.

Павел Гусев

Комментарии наших читателей

Дамир, Москва 5002 дня назад в 13:06:15
Да уж мечетей в столице не хватает. Я сам на праздниках стою на улице, мерзну. Ну а на счет объединения мусульман властям, видимо, это совсем не нужно, пусть будут лучше разногласия у мусульман, так выгоднее, а то ведь война вдруг закончится.
Мунира, Уфа 5002 дня назад в 18:57:10
Тоже думаю, что россия сама по духу конфессиональная страна - она и не может быть другой. Так надо уметь жить в мире и добре. Мы же родня, кровные узы уже давно переплелись. как тут разделяться и ... что? Выгонять кого с нашей земли? Не понимаю тех, кто говорит гадости про другую религию. Если ты веришь -знасит ты уже почитаешь Бога и его заповеди.
Тимофей из Мурманска 4999 дней назад в 14:30:38
Мне дорог ваш девиз Время жить вместе. мы же все равно никак не разведемся, разве что переселимся на другую планету. Но когда это будет! Значит пора договариваться через уважение другога взгляда и мнения. ;)
вадим 4856 дней назад в 20:25:49
помогить мне помочь денег нехвотаит
владимир 4661 день назад в 15:30:12
мне тоже

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Март 2011

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!