ГЛАВНОЕ – ЛЮБОВЬ И ПРИЯТИЕ
Как и любая мама, Наталья мечтала о том, что ее единственный сын станет самым лучшим. Муж – доктор наук, сама окончила геологический факультет МГУ. Какой же еще ребенок может вырасти у таких образованных людей? Тогда счастливым родителям казалось, что они все могут предусмотреть…
Еще в трехлетнем возрасте Паша радовал маму с папой своими талантами и не переставал восхищать окружающих симпатичной внешностью. "Какой чудесный малыш!" - твердили все вокруг.
Когда Павлик пошел в садик – все изменилось… У ребенка начала отниматься речь, он перестал общаться и замкнулся в себе. Все средства, имевшиеся в доме, были направлены на то, чтобы сделать Пашу прежним: открытым, жизнерадостным ребенком. Бесконечные приемы лекарств, посещение врачей, не видящих смысла в лечении, превратили малыша в безжизненное существо. А родители все цеплялись за каждую надежду, им казалось, что еще немножко и он все-таки станет как все, еще немножко - и он пойдет в школу, а ему становилось все хуже и хуже. Тогда Наталья еще не понимала, что чем больше она пытается исправить сына, тем больше он уходит в себя, лишая близких ему людей найти хоть какую-либо точку соприкосновения с его миром…
Первый самый важный вопрос, который Наталья задала специалистам – сможет ли ее ребенок получить высшее образование. Теперь она была бы рада, если бы Пашка смог стать хотя бы дворником.
Самые лучшие психиатры Москвы уговаривали молодую пару оставить ребенка в интернате для душевнобольных, но Наталья верит, что каждому Бог дает тот крест, который он в состоянии вынести. Она не бросила больного сына, но и не стала осуждать тех людей, которые пошли по другому пути.
К Наталье слишком поздно пришло осознание того, что надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть. Ведь только любящее сердце способно совершить чудо. Постепенно, шаг за шагом, они все-таки смогли обрести счастье.
Поэтому Наташа приняла твердое решение научить других родителей, столкнувшихся с этой болезнью, гордиться своими чадами и быть счастливыми.
Важно научить детей мыслить не шаблонами
Наталья начала искать организации, которые помогают умственно отсталым детям, но ни ее, ни сына, которому к тому времени исполнилось 18 лет, никуда не принимали, ведь люди считали Пашу опасным для общества – ребенок весом 320 кг и ростом более 2 метров.
Как-то, работая в летнем детском лагере, она играла роль в небольшом спектакле, зрителями которого были такие же дети, как и ее сын. И вдруг она поняла, что ребятам неинтересно смотреть на то, что делают другие, они хотят участвовать сами. Не имея никакого специального образования и навыков, Наталья начала делать небольшие спектакли. У нее было 10 дней, чтобы сделать постановку с самыми тяжелыми детьми. Первый спектакль был про водяного, история которого отчасти напоминала судьбу ее сына – все его не любили и боялись, но он был добрым в душе. Было безумно трудно, но ей удалось создать уникальное, неповторимое зрелище.
Сейчас Наталья работает в бесплатном реабилитационном центре для умственно отсталых детей с группой из 18 человек. За это время она уже сочинила и поставила более 20 сказок, каждая из которых выполняется только один раз. Перед ней всегда встает очень важная задача – создать атмосферу игры и связать все маленькие непродуманные сцены воедино, ведь все происходящее действие – сплошная импровизация. Каждый раз – разный сценарий, разный сюжет, разные артисты.
"В зависимости от того, какие в этот день участвуют дети, каждый из них находит какое-то свое место в спектакле, чтобы себя проявить и реализовать свою индивидуальность. Как бы ни был устроен человек, какие бы ни были у него умственные способности, ему важно, чтобы его оценили, чтобы ему похлопали. Когда он выходит на сцену и видит, что он интересен, что он что-то сделал такое, за что ему аплодирует публика, происходят маленькие чудеса", - рассказывает Наталья.
Наталья старается всех задействовать в своем спектакле – кто-то может произнести большой монолог, а кто-то просто выйти и поклониться. Даже те дети, которые не могут говорить, начинают произносить свои самые первые сложные фразы.
Даже когда спектакли смотрят люди, у которых нет проблем, они поражаются тому, как гармонично смотрятся там дети. Очень часто зрители, пришедшие на постановку, плачут потому, что не могут поверить в происходящее на сцене, ведь безнадежно больные дети буквально расцветают на глазах.
Каждая роль в спектакле – это воплощенная мечта ребенка. Пожелание детей сыграть какого-либо героя помогает Наталье придумывать новые сказки. Например, ее Баба–Яга – это не страшная старуха, а красивая многодетная мама.
Дети на занятиях могут шуметь и баловаться, но когда начинается подготовка к спектаклю, все они стараются мобилизоваться и выполнить то, что им поручено.
К сожалению, когда в центре проходят спектакли, Наталья оставляет Пашу дома с мужем, потому что она не может отвлекаться от происходящего, ведь никто не должен чувствовать себя на празднике лишним.
Дети приходят в мир, чтобы сделать нас лучше
Одну из основных задач в своей работе с детьми Наталья видит в том, чтобы сплотить коллектив. Конечно, случаются конфликты, но она всегда старается помирить детей, показать, что надо бережно относиться друг к другу.
Все остальные реабилитационные центры, исходя из состояния "непохожести" ребенка, пытаются подтянуть его под какие-то педагогически условные формы, забывая о том, что главное в работе с такими детьми любовь и приятие. Именно на этом фоне Наталья выстраивает свои занятия и спектакли.
У детей с синдромом аутизма удивительное мировосприятие, именно поэтому у них можно развить многие способности – одни рисуют потрясающие абстракционистские картины, другие обладают безупречным слухом и голосом. Каждый человек по-своему талантлив, родителям важно увидеть это и помочь больному ребенку самореализоваться.
Для Натальи ее дети – настоящие ангелы, каждый из них – индивидуальная личность. Всякий раз, общаясь с другими родителями, она старается убедить их не пытаться сделать ребенка такими же, как все.
Они приходят в этот мир не такими как мы, они не хуже и не лучше нас, они просто такие, какие есть.
|