Светлана НЕМОЛЯЕВА, актриса: СВЯЗЬЮ РОДОВ И ПОКОЛЕНИЙ ДЕРЖИТСЯ НАША ЗЕМЛЯ
Не в каждой театральной семье живут, здравствуют и радуют нас своим талантом сразу три народных артиста России — Светлана Немоляева, Александр Лазарев и их сын Александр Лазарев-младший. Внучка Полина еще только окончила театральный институт, но уже приглашена в Театр Маяковского на роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне». И это уже третье поколение актеров…
Когда я пришла на интервью к Светлане Владимировне и Александру Сергеевичу, то попала в такую атмосферу теплоты и уюта, что сразу поняла: в этом доме давно и надолго поселилась любовь. Да и как может быть иначе, если они вместе уже больше 50 лет.
Они родились в разных городах: Светлана Владимировна — в Москве, Александр Сергеевич — в Ленинграде, но дух интеллигентности был присущ и той и другой семье. Отец Светланы Владимировны, Владимир Викторович Немоляев, — известный режиссер Мосфильма («Счастливый рейс, или Машина 22-12», «Доктор Айболит», «Карандаш на льду», «Морской охотник»), мама Валентина Львовна — звукорежиссер. Детство Светланы прошло на Плющихе в большой московской коммуналке.
— Это один из самых моих любимых районов, — говорит Светлана Владимировна, — да и вообще Москва — самый родной город на земле.
— Вы говорите с такой любовью о нашем городе! Как вы считаете, те изменения, которые в нем происходят, всегда на пользу?
— Как вам сказать… Мы с Сашей не так давно подписали письмо Собянину по поводу реконструкции Пушкинской площади. Мне очень не нравится идея переделывания Пушкинской — постройки тоннеля. Это обязательно повлечет за собой уничтожение очень большой части бульвара, который помнит не только Пушкина, но и множество других великих русских людей, составивших славу нашей культуры и истории. Да и в советские времена были замечательные писатели, ученые… Ведь это — сердце Москвы. Вспомните, какой мощный пласт истории был уничтожен — например, Страстной монастырь, на месте которого стоит кинотеатр «Пушкинский». Я понимаю, что в центре Москвы монастырь вряд ли восстановят, даже если бы этого очень захотело наше духовенство. Но уж больше-то не надо трогать…
Этот бульвар — наша жизнь. И когда мы были молодые и ходили здесь, никогда не оскверняли это место, не сидели на спинках скамеек, поставив ноги на сиденье. Бульвар всегда был чистый, ухоженный, всегда были цветы. Его любили и сейчас любят. Мы студентами говорили: «Пойдем по Твербулю к Паммушу (памятник Пушкину) на Горки стрит». В этом была какая-то непередаваемая московская атмосфера…
Главное, пользы вся эта затея принесет на копейку. Потому что, если тоннель начинается под Пушкинской площадью и на Страстном выходит наружу, — это же закон бутылочного горлышка. Что ж, и Страстной тогда сносить? Это варварство!..
Я просто очень люблю наш город и, когда уезжаю на гастроли, безумно по нему скучаю. Очень люблю гулять по Москве, она настраивает меня на романтический лад. И мне очень бы хотелось, чтобы власти города вновь на Тверской улице посадили деревья от «Националя» до Белорусской площади. У меня есть фотография, на ней кусочек Тверской как раз до Пушкинской площади. И угловой дом, напротив памятника Пушкину, где мы сейчас живем, москвичи называли «Дом под юбкой», потому что наверху была скульптура балерины. По легенде, это Ольга Лепешинская, в нее был влюблен архитектор этого дома. Старожилы смеялись, что, мол, и памятник Пушкину перенесли на другую сторону именно потому, что поэт вроде бы смотрел под юбку. Неудобно как-то…
— Александр Сергеевич из театральной семьи?
— Семья не театральная, но это питерская интеллигенция. Его отец, Сергей Николаевич, был художником. Вот видите, на стенах, это его картины. Мама, Олимпиада Кузьминична, работала стенографисткой-машинисткой. Когда родился Шурик, они с Сергеем Николаевичем приезжали к нам на все лето в Абрамцево, очень любили внука. У Александра Сергеевича есть младший брат, Юрий Сергеевич, он работает в Ленинградском театре комедии, народный артист России…
Муж окончил Школу-студию МХАТ. В Ленинград приехали педагоги из школы-студии, чтобы отобрать талантливых ребят, и Сашу сразу приняли. Мы познакомились, уже работая в Театре Маяковского, и сразу поняли, что не можем друг без друга. Правда, поначалу старались скрывать наши отношения, и, как нам казалось, успешно, но весь театр об этом знал. И когда мы сообщили о том, что собираемся пожениться, все только вздохнули с облегчением.
— Судьба вашего сына в плане профессии была предрешена?
— Можно сказать и так. Ведь с детства был в театре, играл в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», ездил с нами на гастроли. И вообще, в нем сразу проявились актерские задатки. Так что, когда он поступил в Школу-студию МХАТ, мы были только рады. Но вот чего мы не хотели, так это того, чтобы он работал с нами в Театре Маяковского. Мы бы все испереживались друг за друга: дали роль — не дали, удалась — не удалась, все это рикошетом отражалось бы на всех нас. Мы рады, что у него так удачно складывается творческая жизнь в Ленкоме — много больших ролей (Генрих VIII в «Королевских играх», граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро»), много удач. У Шурика замечательная семья, чудесная жена Алина. Теперь уже окончила ГИТИС внучка Полина и приглашена в наш театр на роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне». Она еще не определилась с выбором театра — не хочет, чтобы думали, будто ей дают роли потому, что она наша внучка или папина дочка.
— Подрастает внук Сережа, названный в честь отца Александра Сергеевича. Он пока не собирается в актеры?
— Пока нет, его больше тянет к технике, к компьютеру. А там уж как распорядится судьба.
— У вас такой напряженный график спектаклей, съемок. Как предпочитаете отдыхать?
— Очень любим свою дачу в Абрамцево. Меня туда в первый раз привезли еще в коляске, родители снимали в этом замечательном месте небольшой домик. Потом мы вернулись туда после эвакуации, а затем мы с Сашей сами купили там дом. Участок большой, на нем множество деревьев. Грядками я не занимаюсь, а вот цветы люблю, но, к сожалению, они плохо растут из-за тени…
Любим путешествовать, хочется увидеть новые страны, города. Но всегда с радостью возвращаемся домой.
— Несколько лет назад вышла ваша книга и книга о вас — «Серебряный шнур». Там сказано, что именно связью родов и поколений держится наша земля. Наверное, это одна из слагаемых вашего семейного счастья?
— Конечно! Мы же не только бесконечно любим друг друга, мы еще и друзья, и единомышленники. Это и есть простое человеческое счастье.
Юлия Союстова
|