ПОСТИЖИМА ЛИ ТАЙНА БУДУЩЕГО?
Редко найдется человек, который бы не хотел узнать свое будущее, того, что ждет там – за горизонтом настоящего. «Почему же всевидящий и всезнающий Господь все, что произойдет, знает, но от нас все это закрыто плотной пеленой времени, а современные гадатели, прорицатели открывают нам будущее. Как это понять?» – как-то спросил меня один молодой человек.
Отвечая на этот интересный и важный вопрос, замечу, что все не так, что все совершенно наоборот…
Богооткровения в объяснении грядущего
Верные Господу и Его Церкви христиане, молящиеся в храме в Пасхальную ночь, вряд ли задаются вопросом, что их ждет в будущем веке. Главное песнопение все объясняет: «Христос воскрес из мертвых, смертию победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах (мертвым)». В тропаре Господь открывает главную тайну грядущего бытия – дарования всем вечной жизни. «Когда же, – говорится в Св. Писании, – приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25, 31-33). То есть овцы, которые обычно белого цвета, символизируют людей Господних, козы же, имеющие чаще черную окраску (в Палестине – Авт.) – людей не Божьих.
Почему же одни по правую сторону станут, а другие по левую? Неужели Господь заранее каждому уготовил счастливую или ужасную перспективу? Почему будущее какое-то «двойственное»? И вот здесь как раз уместно объяснить, что Господь вовсе не предопределяет то, что случится с человеком, не нарушает свободы его. Но Бог – Творец самого времени – все предвидит. «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4, 13). Определяет же свою прекрасную или плохую участь сам человек. Такого не бывает, чтобы его настоящее времяпровождение было во тьме греховной, а будущее цвело райским цветом. Господь лишь поспешествует человеку в добрых делах и старается отвести его от злого. То есть всемилостивый и любящий Бог помогает в спасении праведникам.
В то же время Всевышний хочет привести и грешников к покаянию, изменить их трагическое будущее, нередко насылая на них Отцовские наказания… Другими словами, Бог протягивает руку помощи людям. А уже принять ее или нет опять же зависит от свободной воли человека. «Если захотите и послушаетесь, – читаем в Св. Писании, – то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1, 19). Далее, начатая выше Евангельская история гласит: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (перечисляются многие другие дела – Авт.)… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (перечисляются многие другие дела – Авт.)… Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 34-46).
Как убеждаемся, семена будущего каждый сеет сегодня. И какое семя – доброе или плохое – будет заложено в почву души, такие будущие всходы райские или адские встретят человека в будущем. Как пишет апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).
Господни заповеди в определении будущего
Теперь обратимся к тем наставлениям Божиим, исполняя или не исполняя которые человек готовит для себя то или другое будущее. «Кто имеет заповеди Мои, – говорит Сам Иисус Христос, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его» (Ин. 14, 21).
Вспомним наших прародителей. Первых людей Адама и Еву Бог создал по образу и подобию Своему, наделив их свободой. Тогда человеку была дана заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Господь, не ущемляя свободы Адама и Евы, в то же время проявляет о них заботу. Другими словами Он говорит, что везде ходите и наслаждайтесь райской жизнью. Лишь сторонитесь одного единственного места – там смертельная пропасть…
Пока человек слушал Господа, он блаженствовал, и будущее его хорошо просматривалось – райское, светлое, чудесное. Но так же было понятно, что его ждет или каким будет другое будущее, если он не исполнит заповедь – «смертью умрет». Подобных ситуаций в современном мире бесчисленное множество. Скажем, водитель видит знак «Обрыв». Он должен непременно объехать стороной опасное место. Но он этого сознательно не делает и … разбивается. Или на поле стоит знак «Мины» – верная смерть. «Мало ли что напишут», – проявляет легкомыслие путник и, продолжая путь, гибнет.
Люди часто игнорируют то, что предостерегает их от трагического будущего, что призвано устроить весьма благополучно грядущую жизнь. К тому же нельзя не замечать промысл Божий (забота о человеке). Только вот человек, не ценя этого попечения, часто избирает другой путь, другое – противоположное будущее, как первые люди, нарушившие сознательно заповедь Господню.
Нам также даны Богом предостерегающие от горького будущего – земных несчастий и потустороннего вечного ада – Заповеди Божьи.
Рассмотрим для примера две заповеди из десяти синайских (Исх. 20, 1-17).
«4-я. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – суббота (ныне воскресенье – Авт.) да бу¬дет посвящен Гос¬поду Богу твоему». Т. е. следует посетить хотя бы раз в неделю храм – Дом Божий. Ведь в церковном богослужении, в Евхаристии (Таинство Причащения) спасение и залог райской жизни.
«5-я. Почитай от¬ца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле».
Без почтения, уважения к родителям, к наставникам, человек теряет уважение к Самому Богу – Дателю будущего вечного блаженства. Ведь, как сказал Спаситель: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Великое множество заповедей содержится в Новом Завете. Например, о любви к Богу и ближнему. Вспомним, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). Без любви мы не можем уподобиться Богу и возвратиться в догрехопаденческое состояние. Вот как определяется будущее человека – хорошее или плохое – в соответствии с исполнением или неисполнением следующей важнейшей заповеди: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1-2).
Особые откровения праведникам
Человек, который все более и более уподобляется Богу за свою праведную жизнь, нередко получает дар от всеведущего Господа (Евр. 4, 13) – больше других людей знать о будущем. Более того, через таких избранников, угодивших Творцу, Бог открывает святым, иногда для блага целых народов, будущее детально. Это истинные пророки Божьи.
Так, например, пророк Михей предрек, что Спаситель родится в городе Вифлиеме (Мих. 5, 2). Пророк Исаия в точности предсказал о рождестве Иисуса Христа: «Се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит – с нами Бог» (Ис. 7, 14). Пророк Даниил указал точное время прихода в мир Спасителя, что Он родится через семьдесят седмин, т. е. через 490 лет (Дан. 9, 23-27). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осленке (Зах. 9, 9). Пророк Малахия поведал, что пришествие Спасителя приближается, и что пред Ним будет послан Предтеча (Мал. 3, 1; 4,5). Великое множество, исчисляющихся десятками и даже сотнями, ветхозаветных пророчеств в точности исполнилось в новозаветное время.
Также сбудутся в свое время (некоторые уже сбываются) пророчества, содержащиеся в Богодухновенных книгах и Нового Завета. Скажем, евангелист Матфей в 24 гл. своего Евангелия показывает всем картину второго неминуемого Пришествия Иисуса Христа: «…Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 29-31). Особенно полезно здесь почитать о тех знамениях, которые будут предшествовать концу мира и которые в какой-то степени уже сбываются. Вот одно из многих, упомянутых евангелистом знамений: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Не эту ли ситуацию мы видим сегодня, когда всевозможные маги-шарлатаны своими лжечудесами прельстили многих и даже избранных – христиан. Подобные сведения о будущем есть в других текстах новозаветных книг, с которыми, надеюсь, читатель знаком или познакомится во спасение.
Много святых есть во вселенской Церкви Христовой, которым также Господь открывал будущее очень точно и подробно. Немало таких праведников и в Русской Православной Церкви. Взять хотя бы всем известного преподобного Серафима Саровского. Святой русский старец, действительно, по дарованному ему Богом видению, предсказал конкретно свое прославление, гибель царя Николая II, октябрьский переворот и др. Вот некоторые фрагменты: «Будет некогда Царь, который меня прославит (1903 г. – Авт.), после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия (1917 – Авт.), но Бог Царя возвеличит ( в 2000 г. причислен к лику святых – Авт.)» Или: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...» Или менее известный, причисленный к лику святых в 2002 году, преподобный Амфилохий Почаевский. Он однажды, это было в начале Второй ми¬ровой войны, отдыхая на покосе в послеобе¬денный час, ясно услышал немецкую речь, топот ног и лязг оружия… К вечеру немцы вступили в Почаев. Так впервые Гос¬подь открыл ему будущее, и с тех пор праведник знал, по его собственным словам: «кто ко мне идет или едет, что у кого болит и сколько ему жить».
Пронзают ли время не церковные «прорицатели»
В наше время безбожные средства массовой информации льют на читателей грязь рекламных публикаций различных черных, белых, серо-буро-малиновых «магов-провидцев» или гадателей. Последнее название наиболее точно объясняет их сущность. Не трудно заметить, что сам термин «гадатель» содержит в себе все самое мерзкое: «гад», «гадость», «гадкий»… Именно такие гадатели с астрологическими, экстрасенсорными и подобными наклонностями, как известно, фигурировали даже в Кремле, в окружении президента Б.Н.Ельцина, приобретая тем самым статус государственных «провидцев» будущего. Это, конечно, было, мягко сказать, опрометчиво и далеко не разумно. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ибо вся эта «свита» показала за многие годы свое истинное шарлатанское лицо, абсолютную неспособность что-либо увидеть в грядущем, что-либо прогнозировать.
Лжепророки поддерживают свой «авторитет» только и только общими фразами типа «в вашей жизни будет черная полоса» или «в вашей жизни будет светлый период». Такие предсказания, которые можно «применить» к любой стране, к любой ситуации, к любому событию, мы находим, например, у астролога Нострадамуса. Это и ребенку понятно, что в нашей земной жизни часто чередуется и радость и горе, светлое и темное. Кому, например, не известно, что после ночи будет день и наоборот… Но как только кто-либо из подобных «провидцев», вроде «огосударствленного» Павла Глобы, чтобы возвеличить свое имя, начинают «пророчить» что-то конкретное, то тут же открывается их обман и пустословие. Так, тот же П. Глоба предсказывал: «Этим летом (2001 г.) начнутся тяжелейшие войны. Это касается таких стран, как Филиппины, Корея, Япония и Индонезия. В Европе военные действия из Македонии перекинутся на Грецию. Конфликт на Балканах продлится несколько лет» (Мона Платонова, «Вечерняя Москва», 11.05.2001-го года). Ничего подобного не произошло. Или возьмем экономический его прогноз: «Ей (России) грозит еще один серьезный кризис. Большое падение рубля случится в 2003 году, и оно будет близко к тому финансовому кризису, что был в августе 1998 года» (там же). Опять обман. И таким нездоровым сочинительствам нет числа. Когда данные «нестыковки» сводят на нет «пророческие» способности таких прорицателей, то они, спасая положение, прибегают к своеобразному «единству противоположностей». То есть одновременно высказывают два противоположные «прорицательства», зная, что одно из них обязательно сбудется. Так, тот же П. Глоба в одном случае говорит: «С Владимиром Путиным все будет в порядке. Он отработает один срок и уйдет» (Мона Платонова, «Вечерняя Москва», 11.05.2001-го года). В другом «пророчестве» наоборот он предсказывает В. Путину переизбрание на второй срок («Третья мировая война продлится до 2014 года», «Комсомольская правда», 21. 12. 2001-го года).
В то же время очень хорошо известно будущее самих лжепредсказателей и тех, кто обращается к подобным лгунам и вероотступникам: «Оставайся же с твоими волшебствами … пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис. 47, 12-13). И тут же объясняется, что ждет в будущем веке занимающихся астрологией и предсказаниями: «Вот они, как солома: огонь (адский) сожег их» (Ис. 47, 14). Здесь же нельзя не процитировать еще такие места Священного Писания: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26). «Не должен находится у тебя… прорицатель, гадатель…; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18, 10-12).
В заключение
Как видим из вышесказанного, истинными являются только те пророчества, которые исходят от Бога – хозяина и творца самого времени. Самое главное, что необходимо, для его же блага, знать человеку, Господь ему открыл. Открыл то, что будущее – это не какая-то предопределенная дорога жизни человека, а то, что он сам для себя построит. Другими словами будущее человека в его же руках. Если человек, уподобляясь Богу, исполняет искренне святые заповеди, ведет жизнь праведную, то будущее у него будет прекрасным, райским, будет светлым даже здесь на земле. И наоборот, человек, творящий беззакония, и будущее сам себе готовит мрачное и даже ужасное. Вот строки из Св. Писания: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). То есть стремящийся к свету получает свет, стремящийся к тьме – тьму…
Протоиерей Анатолий Симора
|