СТАХАНОВЕЦ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
На днях и президент, и премьер озаботились падением престижа рабочих профессий. В СМИ, посетовал В. Путин, нет примеров героического труда! Мы нашли такой пример — правда, в Украине. В августе 2010 г. забойщик Сергей Шемук с шахты «Новодзержинская» в Донбассе перекрыл рекорд легендарного Стаханова. За 8 часов он нарубил 170 тонн угля — Стаханов выдал 102 тонны за 6 часов.
Мы разговаривали с новым героем Украины на кухне в его «двушке» на последнем этаже девятиэтажки с неработающим лифтом. За окном на окраине городка Дзержинск виден террикон — гора пустой породы из шахты. И это не просто вид из окна — это взгляд на прошлое и будущее целой профессии.
Рекорд для себя
— Сергей, казалось, что эпоха трудовых подвигов ушла в прошлое. На дворе капитализм, цель жизни у многих — заработать побольше денег... И тут вы с рекордом. Зачем, что вами двигало?
— Понятно, что рекорды сегодня никому не нужны. То, что я сделал, я сделал только для себя. В шахте проработал 20 лет, заработал уже пенсию. Но было чувство, словно что-то недоделал. Хотелось проверить свои возможности. Смогу 1000% нормы выполнить или нет? Изначально-то речь о тысяче шла. А вышло — 2023% нормы.
Как и Стаханов, я работал с двумя напарниками. Двумя Андреями — Прудниковым и Кочетковым. Представьте, ребята двумя лопатами 170 тонн угля погрузили. Это три железнодорожных вагона. Если говорить о героизме, то они тоже герои.
— Как силы восстанавливали? Что вас поддерживало?
— Может, какая-то эйфория была, но, пока рубал, усталости особой не чувствовал. Усталость пришла потом. Когда лёг в кровать — а встать уже не можешь, все руки поопухали. Мечта любого забойщика — чтобы можно было на плечи какие-нибудь замки поставить и руки на ночь отстёгивать. Не чувствовать их, спать спокойно...
— Примета времени — на рекорд вас благословил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Помогло?
— Директор предложил: Серёга, ты идёшь на рекорд — давай, получи благословение... И когда мы от митрополита вышли — он, кстати, икону подарил, — в душе какая-то сила появилась.
— А иконы в забой берут шахтёры?
— Каждый сам решает. У меня, например, в каске ладанка есть... Два года назад был случай: авария, погибло 9 человек. А незадолго до этого проходчики повесили в штреке страничку из журнала с изображением иконы — кажется, Казанской Божьей Матери. И представьте, завал не пошёл дальше того места, где она висела.
Жизнь до получки
- Вам не обидно оттого, что человек труда, рабочий выбыл из списка престижных профессий? Сегодня школьники пишут в сочинениях, что хотят стать банкирами, чиновниками...
— Мир изменился, цели у молодёжи уже другие. 15-летний парень сегодня скорее пойдёт компьютерами заниматься, ещё чем-то и будет получать больше меня... Я, например, переживаю за своих дочерей, потому что не вижу никакой перспективы для них здесь. Хороший забойщик получает в месяц 5000 гривен (около 17,5 тыс. руб. — Ред.). Но это мужчина. Женщина, если и найдёт работу на шахте, будет получать в 4-5 раз меньше...
— Но без толковых рабочих никакая модернизация невозможна. У нас же предприятия маются в поисках рабочих рук, зато институты расплодились, как грибы, всем высшее образование подавай. Как вернуть престиж рабочим специальностям?
— Да просто — платить достойные деньги! Сравните, сколько рабочие получают в Европе — в десятки раз больше! Я езжу отдыхать в Крым, общаюсь там с другими людьми. Они обычно думают, что у шахтёра денег куры не клюют, и, когда говорю, что моя зарплата — 700 долларов, не верят. За эти деньги они бы к шахте и близко не подошли... Так откуда возьмётся престиж?
— А что может себе позволить семья современного героя труда? Скажем, загранпоездки?
— Я не знаю никого из коллег, кто бы ездил за границу. Да, льготные путёвки в Крым дают — но за 10 дней там ты тратишь всю зарплату. А ведь надо ещё 20 дней как-то прожить до получки. Бывает, завидуешь тем, кто на отдыхе ездит на все экскурсии. Ты же жену с дочкой куда-то отправишь, а сам на пляже весь день — экономишь.
— Когда-то ваш земляк Стаханов был нашим общим героем. Как думаете, Россия и Украина навсегда «разъехались по разным квартирам» или ещё есть шанс, что мы заживём одной семьёй?
— Украина, как и Россия, сложная страна, здесь живут разные люди. Донбасс, например, русскоязычный. Я украинец и этим горжусь. Но есть те, кто хочет меня заставить разговаривать на украинском. Еду, допустим, в Западную Украину, мне там делают замечание — размовляй на ридной мове. А я отвечаю: мол, я говорю на своём родном языке, вас по-украински тоже понимаю — почему я должен ломать себя и разговаривать не так, как привык? Думаю, это политики тянут одеяло на себя. Решая свои проблемы, они настраивают людей друг против друга. Моё желание — чтобы Россия и Украина снова соединились. Сколько лет жили одной семьёй — русские, украинцы, белорусы. Нас раскололи, отделили границами искусственно...
— Сергей, о чём вы мечтаете? Героем уже стали, двух дочерей вырастили — но вам всего-то 38 лет, вся жизнь впереди.
— По большому счёту, хочется просто жить по-человечески, как говорил один киногерой. По миру, например, поездить. В ту же Россию попасть — Москву, Красную площадь увидеть... Но что-то радикально в жизни менять — это вряд ли. Другой профессии для себя не представляю. Свою работу надо любить, и тогда всё будет получаться.
Виталий Цепляев
|