МУЖ ПО ВЫЗОВУ, ИЛИ "УСЛОВНО ЖЕНАТЫЕ"
Последняя перепись населения России привела к сенсационному открытию: число женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. человек. Такого, по идее, быть не может. Однако статистика отражает не принципы и не то, как должны обстоять дела в теории, но реальное положение вещей. А положение таково: все больше россиян предпочитают неформальный, то есть – «гражданский» или «гостевой», брак, официальному.
Выявленный переписью парадокс порожден был 65 лет назад, в 1944-м, когда было ясно, что грядет победа и надо восстанавливать священные узы брака и крепить заново советскую семью, которая у многих мужчин и женщин стала формальной за годы военного лихолетья. Тогда по личному распоряжению Сталина был принят закон, по которому государство признавало мужем и женой лишь тех, у кого есть соответствующий штамп в паспорте.
В настоящее время из 34 млн. супружеских пар в России 3 млн. состоят в незарегистрированных отношениях – «живут просто так». У каждого второго россиянина есть друзья или родственники, которые живут вместе, ведут общее хозяйство, но не заключают официального брака. И никто в них камня не бросает: живут себе люди не хуже других, и пусть живут. Согласно опросам, каждый пятый с одобрением относится к парам, живущим вместе без заключения официального брака. 57 % относятся к подобным союзам нейтрально.
Условно женатым-замужним не приходится выбирать между законом и благодатью, свободой и долгом, жертвой и эгоизмом. Загадочная разница в 65 тыс. между замужними дамами и женатыми господами в контексте прочих цифр делается более-менее объяснимой. Анализируя создавшееся положение, специалисты по семейным отношениям достоверно не утверждают, что мужчины сегодня стали менее ответственны и более независимы. Но им часто приходится сталкиваться с тем, что мужчина без штампа в паспорте, пусть и живущий со своей возлюбленной постоянно и даже имеющий от нее детей, осознает себя холостяком. И это не обязательно двоеженцы, просто им дорога иллюзия независимости. В такой же степени как их подругам - иллюзия прочности союза.
Кстати, по мнению социологов и психологов семьи, за последние годы инициатива “брака без обязательств” исходит все более от женщин. Специалисты насчитывают сегодня семь разновидностей брака:
1) Традиционный, подразумевающий регистрацию, совместное проживание, общее хозяйство, единый бюджет и главу семьи, который несет ответ за принятие общих решений;
2) Пробный брак, отличающийся от традиционного отсутствием регистрации, а от обычных любовных отношений - наличием общей жилплощади и совместного хозяйства;
3) Сезонный брак - бессрочный испытательный срок, по истечении которого считается автоматически расторгнутым. В данном случае через определенное время возможно повторное сожительство или расставание насовсем;
4) Коммунальный брак, или “шведская семья”, в которой несколько мужчин и несколько женщин связаны не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями - коммуной. Если в таких семьях появляются дети, они воспитываются всеми членами такой семьи.
5) Семья-гарем с одним мужем и несколькими женами. На Востоке до сих пор жизнеспособен. В европейской России последнюю семью такого типа года три года назад предъявил Дмитрий Дибров в своей “Антропологии”: четырех женщин и их общего супруга объединяла больше, чем общее хозяйство, любовь к тантрическому сексу;
6) Брак - “открытое общество”: семья, в которой супруги допускают интимные связи на стороне или на своей территории;
7) И, наконец, экстерриториальный, или “гостевой”, брак: пара сложилась, и законно зарегистрировала свои отношения, но постоянно каждый живет у себя. Ходят в гости друг к другое любое время суток, проводят вместе отпуск. А все остальное время свободны от взаимных обязанностей. Общее хозяйство не ведут.
Замечательно, что гостевой брак – это форма семьи, которая была распространена в весьма древние времена в Спарте... и которая сегодня все больше и больше нравится женщинам. Никто не пристает к тебе с вопросами “когда придешь?” и “где была?”. Не заставляет после работы отстаивать вторую смену у плиты. Наконец, встречи в таком браке, сколько бы он ни продолжались, остаются встречами возлюбленных. Вечная весна, одним словом...
Есть основания полагать, что именно такой тип отношений и вызвал к жизни загадочную разницу в 65 тыс. Его распространение в России связано с трудностями перехода общества от коммуналки к рынку.
Специалисты, исследующие проблемы современной семьи предпочитают именовать такие формы взаимосвязи мужчины и женщины «инфантильными» Они считают, что это всего лишь удобная форма сосуществования. Поэтому в гостевой брак вступают не только молодежь, но и люди, имеющие за плечами опыт традиционной семьи. Зачастую, для них это скорее вынужденная мера. Причем, как правило, муж ходит к жене в гости, а не наоборот - и в этом тоже сказывается женский консерватизм...
Кстати, с расхожим мнением: «когда мужчина и женщина проживают совместно, но не заключают официального брака, это означает, что они недостаточно уверены, что их брак будет удачным», — согласились 42% опрошенных, и столько же (41%) не согласились. При этом 63% согласились также и с мнением: «если мужчина и женщина проживают совместно, ведут общее хозяйство, их можно считать мужем и женой, даже если они не заключили официального брака». По всей видимости, делают вывод социологи, многие не проводят различий между официальным и гражданским браком по статусу отношений — но проводят различие по их качеству.
У живущих в гостевом браке людей нет повода изводить друг друга придирками, они не ссорятся по пустякам. Это отношения, не испорченные бытом. А большинство “любовных лодок” разбивается как раз о быт. Но опасность гостевого брака в том, что супруги меньше видятся и, как следствие, практически в 100% случаев заводят параллельную жизнь. Кроме того, гостевые браки выбираются именно тогда, когда у мужа и жены есть еще какая-то жизнь, кроме общей. Такая форма отношений удобна мужьям, легализовавшим своих любовниц: они просто предупреждают жену, что по вторникам, четвергам и субботам живут дома, а по понедельникам, средам и пятницам у любовницы...”. Но тут уже другой вопрос встает: не связан ли с таким типом сознания инфантилизм, захлестнувший сегодня современное российское общество в целом?
Как определили социологи Фонда «Общественное мнение» осуждают такие пары всего 18% наших соотечественников. Как и следовало ожидать, косые взгляды в сторону незарегистрированных союзов чаще бросают представители старшего поколения: среди опрошенных в возрасте от 55 лет доля осуждающих достигает 32%, а среди молодежи — только 9%.
Когда речь заходит о детях, баланс отношения к незарегистрированным союзам смещается. Среди россиян есть мнение, что паре, решившей обзавестись ребенком, обязательно следует заключить официальный брак, так как для ребенка плохо, когда его родители не регистрируют брак. Они упирают, прежде всего, на статусную неполноценность незарегистрированных отношений. По их мнению, неполноценность отражается и на детях, которые оказываются «незаконными». Другие считают, что такой паре не обязательно заключать официальный брак. Есть те, кто резко осуждает пары, которые обзаводятся детьми, не регистрируя свой брак официально, а также те, кто их одобряет. Кроме того, некоторые считают, что положение обязывает и официальный брак повышает ответственность родителей за воспитание ребенка. А сторонники гражданских браков делают ставку на главное в семье — отношения между мужчиной и женщиной, а они не зависят от факта регистрации брака.
Можно считать, что подобная терпимость и разногласие в таком вопросе в условиях нестабильности института брака может стать одним из резервов повышения рождаемости. Если для этого будут созданы определенные условия.
Анатолий Уралов, социолог
|