ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА
Социологи заметили, что русские – сейчас самые недружественные доуг другу люди. У них не развито единство и сплоченность. Слаба взаимовыручка. За время социализма русские скрепили-сплотили дружбой многие нации, а свою внутреннюю коммуникабельность, к сожалению, растеряли.
Если татарин быстрее поможет татарину, чем любому другому, то русские , наоборот, помогут представителю иной нации, чем своей. Роль РПЦ может реально возрасти, если она обратит внимание на своих прихожан не только с целью сбора от них пожертвований...Призывая всех к милосердию, разве не должна сама церковь демонстрировать такое же милосердие?
Сейчас Русская Православная Церковь (РПЦ) решает такую проблему: «Как привлечь молодежь в церковь?» - Ответ есть. Не надо устраивать дискотек и аттракционов, но там должно быть живое слово пастыря, в котором он говорил бы на актуальные темы: бездуховности, бескультурья, безработицы, наркомании, случайной беременности, безответственности молодых людей, унижении достоинства, судебной несправедливости…
Часто проповедь священника совсем не слышна. Молодые говорят: «Что-то он бормочет себе под нос, а ты стоишь, как дурак, и ничего не понимаешь». Почему для старушек не поставить две-три скамьи, не уважить их возраст? От этого же вера их не уменьшиться. Лучше пусть думают о Боге, чем о своих больных ногах. Почему нет динамиков (на улице возле храма), чтобы донести важные слова до слуха прихожан?
Задавались ли вы вопросом, чем верующий человек отличается от неверующего в обыденной жизни? Ответ безрадостен: особо ничем. Пока он не на службе в храме, он такой же, как и все. Может быть и хамоватым, и нечестным, и озлобленным. Деликатность, воздержанность, вежливость, соучастие - разве это не должно стать «фирменным знаком» любого истинно верующего? Но как это воспитать?
На церковных службах бывает много людей. И у каждого из прихожан есть какие-то свои, пусть и скромные, возможности. Разве не следует с ними проводить работу, чтобы они могли помочь нуждающемуся?
Часто ругают интернет за то, что он сокращает духовную близость между людьми, отдаляет их. Из-за него, дескать, теряется живое общение. Так же часто упрекают и церковь, что она сворачивает свою миссионерскую деятельность, ограничивая ее только службами и требами…
Поможем ли мы друг другу?
Например, кто-то долго ищет работу, уже от отчаяния опускает руки, а рядом с ним на литургии стоит человек, которому срочно нужны работники. Но они об этом не знают… Он тоже будет искать работников с помощью кадровых агентств, платить немалые деньги, хотя вот он, твой сосед рядом, готовый к труду, да еще такой же как и ты, верующий…
У кого-то заболела пожилая мать, а рядом Богу молится опытный врач… Он может что-то подсказать, посоветовать, куда обратиться, чтобы тебя не облапошили… А вот человек, которому нужно снять жилье, он ищет варианты, а у того, с кем только что они молча выходили из храма, есть лишняя комната и он не против ее сдать, только боится, как бы не нарваться на какого-то басурмана …
Или вон со слезами на глазах молится мать отстающего в развитии ребенка. Ей нужен педагог, психолог, а он рядом… Но она об этом не знает. На самом деле, не будет же она, как цыганка, приставать к каждому в храме и спрашивать: «Простите, а вы не знаете, где мне найти…?»
Молодые верующие, как правило, скромные, и им тяжелее встретить своих суженых, хотя уже пора иметь семью, рожать детей. А сколько на службах стоит родителей, у которых сын или дочь на выданье? Но кто об этом узнает? Настоятель одного храма недавно сказал, что сейчас это проблема №1.
Тоже самое можно сказать и о благотворительности. У одного есть полезнейшее дело, но не хватает ресурсов – людей, денег, опыта, а в храме есть люди, особенно пожилые, не знающие, в свою очередь, куда деть свое время, опыт, так и прозябающие в забвении…
И Христос был в отчаянии
Почему человек не может придти в нашу церковь за помощью? Когда он приносит туда свои деньги на пожертвование, то он уважаемый прихожанин.
Его и на трапезу пригласят и из отдельной Чаши причастят. А если кто-то пришел туда что-то попросить, оказавшись в отчаянной жизненной ситуации (Христос тоже в ней был), то мало найдет он себе здесь поддержки от самих служителей церкви.
Призывая нас накормить голодного, одеть раздетого и утешить обиженного, церковь сама должна показывать прихожанам пример. В первую очередь, организовать помощь таким людям, используя потенциал других прихожан. Давать им одежду, обувь, еду. Помочь им выправить утерянные документы, найти адвоката (из прихожан), чтобы отстоять его честь в суде, помочь им устроиться на работу или на лечение.
Если бы церковь взяла на себя часть этой необходимой социальной работы, хотя бы для своих же прихожан, то люди с готовностью откликнулись на такой призыв о помощи другим, ведь сами проповедники без конца повторяют: «Вера без дел мертва».
Не зря ведь считают, что сейчас самое дорогое – это информация. Как много вариаций, когда мы нужны и важны друг другу, и что нас может объединить наша утешительница -Святая церковь. И никто кроме церкви сейчас не в состоянии соединить этих людей, дать им второе дыхание в жизни! Вопрос стоит остро: либо интернет, либо церковь. Зачем же нам заведомо, без всякой борьбы, проигрывать «мировой паутине» и сдавать свои позиции?
Ясно, что через 5-10 лет будет уже бесполезно начинать эту работу –это поколение (без интернета) уйдет из жизненного пространства, а их месте будут стоять ( если будут) апологеты социальных сетей.
Считать не умеют
Почему-то церковь не бывает озабочена судьбой других храмов. Редко где увидишь объявления о том, что в такой-то области возрождается новый храм и там нужны люди и средства. Особенно о тех церквях, где люди собирают крохи на возрождение...
На днях появилась информация, что на восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря президент выделил из федерального бюджета 3 млрд. рублей и еще 52 миллиона пожертвовали верующие.
Это нереально большие деньги: 100 млн. долларов! Или у нас уже нет других, не восстановленных храмов и монастырей? Или нет других кровоточащих проблем? Да этих денег хватило бы на сотню церквей!
Для того, чтобы построить безопасный атомный реактор по новой уникальной технологии (об этом писали «Аргументы недели») требуется точно такая же сумма. Но изобретателям этих денег не дают! Их игнорируют. На просьбы и требования ученых никто даже не отвечает. Дескать, не поднимайте пыли на жизненном пути!
Наши щедрые вожди не умеют считать. Вот пример из жизни. Мы уже несколько лет восстанавливаем большой православный храм, собираем у народа деньги, и всего за 2 млн. рублей (не евро, не долларов!) сделали огромный объем работы: отремонтировали крышу, пять звонниц, окна, стены, полы, фундамент. И храм не маленький. Высота его с крестом 58 метров, площадь стен 2,5 тысячи метров… А когда с Божьей помощью соберем и вложим в стройку еще 5 млн. РУБЛЕЙ, то получим готовый, не роскошный, но любовно сделанный храм.
Как нам удалось уложится в эту незначительную для такой стройки сумму? Ответ прост: НЕ ВОРОВАЛИ! А куда уйдут эти сумасшедшие президенские, а фактически наши же 3 млрд рублей ? – В чужие карманы! Этих средств вполне хватило бы на 600 православных храмов, которые десятки лет ждут – не дождутся реставрации. Кому нужна эта показуха, когда в одном храме все будет отделано финифтью и золотом (причем с нарушением технологии, так как за короткий срок такие серьезные работы не делаются ), а в других - в сотне церквей, монастырей, часовней – дождь через худую крышу будет заливать старинные фрески и они будут умирать без внимания и заботы. Разве это по Божески и по-хозяйски?
Понятно, что церкви тоже нужны деньги на жизнь. Но так тяжело видеть киоски с церковной атрибутикой в подземных переходах рядом с другими палатками, где торгуют колготками, дисками, порожками, сигаретами. Там же собираются «отвязные» от морали молодые люди, пьют пиво, матерятся… А какое «чувство благоговения и святости» может появится у окружающих?! Ну не любой же ценой получать эти деньги!
Иностранцы рассказывали, как однажды они попали в Храм Христа Спасителя, и, отстояв огромную очередь, приложились к Святым Мощам Пантелеймона Целителя.
Но их неприятно поразило, что через каждые два метра стояли ящики с надписью: «сделайте пожертвование!» Если кто хотел и мог, те уже положил свою денежку в первый ящик. Но зачем тогда 20-ый? Это вызывает раздражение, тем более, что сами священники постоянно сетуют, что все общество пронизано заботой не о душе –чистой и светлой, а только о деньгах. Но тогда чем в лучшую сторону отличается Церковь?
Лишь в одном храме (в Газетном переулке в Москве) я услышала, что у них свечи не продаются, берите так, а если хотите что-то пожертвовать, то вот там стоит ящичек. Я спросила: «Покрывают ли пожертвования прихожан стоимость свечей?» - «Да, с лихвой», – ответили мне.
Наталья ЖЕЛНОРОВА
|