Галина ВИШНЕВСКАЯ, певица: ТАЛАНТЫ У НАС, К СЧАСТЬЮ, НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ
В Центре оперного пения Галины Вишневской состоялась премьера "Бориса Годунова" Мусоргского. Перед началом спектакля выдающаяся певица рассказала о новой работе, о своих студентах и о современной жизни.
- Галина Павловна, студентам не рано погружаться в столь трудную, эпическую оперу?
- Нет. Насчет этого у меня как раз никаких сомнений не было. Все началось с того, что в прошлом году группу наших солистов пригласили принять участие в постановке "Бориса", которая делалась для знаменитого итальянского певца Руджеро Раймонди. Этой работой он прощался со сценой - сначала в бельгийском Льеже, затем - в Испании, на Международном фестивале в Сантандере. Когда я перед поездкой работала с ребятами над партиями, я поняла, что мы это можем. Кроме того, мне очень хотелось, чтобы в наше время, когда у многих режиссеров-постановщиков модно эдакое раздрызганное отношение к классике, молодые артисты прошли школу настоящего, бережного отношения к искусству. Надо беречь то наследие, которое мы получили бесплатно. Кстати, именно по этой причине никто ни за что не отвечает, все считают: общее, ничье, наше. А "наше" не бывает - бывает или твое, или мое. Мне хочется, чтобы мои студенты почувствовали себя частью великого народа с великой культурой. Что, как нигде, показано в "Борисе Годунове" Мусоргским.
Если мы будем по-хамски распоряжаться нашим национальным достоянием, по принципу "как левая нога захочет" - это, я считаю, преступление. И буду кричать: "Верните цензуру, чтобы запретить это хамство!"
- Для вас лично какая черта характера царя Бориса Годунова самая важная, самая ценная?
- Мы должны отталкиваться от образа, который заложен в музыке, и все будет понятно. Какая у Бориса главная черта? Совесть у него есть - это уже много. Можно ведь и не иметь совести, будучи царем.
- Скоро предстоит набирать новых студентов... Говорят, что талантов в России стало заметно меньше. Вы нечто подобное замечаете?
- Нет, я так не думаю. Но чтобы молодой человек, даже очень талантливый, начал стремиться к чему-то высокому, надо массу усилий к этому приложить. А когда детство проходит в подворотнях с пивом, сигаретами или наркотиками, чего можно ожидать, на что надеяться? У сегодняшней молодежи хромают воспитание, культура, все что угодно, но таланты у нас до сих пор, к счастью, не перевелись.
- Вы сейчас следите за жизнью Большого театра?
- Большой находится в очень тяжелом положении относительно качества самой труппы. Певцы, которые творчески состоялись, покидают театр, уезжают за границу. Уезжают - значит, нет условий для работы, для жизни. Хотя до революции Россия была едва ли не самым лакомым местом, куда стремились все знаменитости своего времени. Целые итальянские труппы работали в Москве и в Петербурге. Деньги давали, не жалея.
- Деньги решают все?
- Не все решают, но очень много значат. А какой стимул может быть у людей, если не деньги? Лучше их иметь, чем нет - уверяю вас. Я-то знаю...
- Вы уже задумываетесь, как будете отмечать юбилей в октябре?
- О, Боже! Не хочу даже об этом вспоминать! Опять юбилей! У меня недавно был юбилей - 80 лет. Прошло пять лет - и опять то же самое. Никак я не готовлюсь. Хочу только одного - ощущать себя востребованной. Чтобы я имела возможность - точнее сказать, силы, - как можно дольше заниматься любимым делом. Чтобы цель, которую я поставила себе со своей школой, была достигнута. Моя жизнь сейчас - моя школа. Я хочу помочь молодым людям, у которых есть талант, но не хватает умения проявить себя. Больше мне ничего не надо. Ну, и чтобы моя семья была здорова. Господи, и про меня не позабудь, как говорится.
Мария Бабалова
|