АЛКОЗАМОК МОЖЕТ РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ
В Нидерландах еще до конца года вступило в силу новое правило для водителей авто. Если они попались на том, что водили автомобиль в нетрезвом виде, то будут обязаны установить у себя на машине алкозамок. Причем за свой счет. Конечно, эта штуковина не очень дорогая, поэтому покупка и монтаж не разорят. Зато отказ от установки грозит лишением водительских прав на пять лет. Говорят, что подобные правила действуют в США уже не один год.
И что бы нам не взять на вооружение такой хороший пример? Во-первых, мы могли бы избавиться от пьяных водителей на дорогах, ведь по статистике именно из-за них происходит львиная доля ДТП. Суть наличия алкозамка в том, что, сев за руль, надо сначала дунуть в трубочку алкотестера. Если обнаруживается алкоголь, то двигатель просто не заводится.
Во-вторых, таким образом можно было бы достаточно эффективно бороться в целом с алкоголизмом в стране: думаю, найдется немало тех, кто предпочтет выпивке беспрепятственное вождение любимого новенького авто. Представьте сами: перед вами выбор - выпивать регулярно с друзьями, топая пешком на работу и по другим делам, или ехать трезвеньким в своей теплой машинке, когда за бортом метель и непогода. Конечно, некоторым индивидам выбрать будет не совсем просто, но наличие альтернативы алкоголю определенно сыграет свою положительную роль.
Если же "омашиненный" народ предпочтет вождению алкогольную расслабуху, его право. Но и здесь есть реальная польза: меньше автомобилей на дорогах - меньше заторов. Чем не борьба со столичными пробками, которая сегодня у всех на устах и в умах?
Вот вам сразу три плюса. Почему же тогда мы не ввели у себя такое полезное правило?
Конечно, перебарщивать не надо - лепить всем подряд на машины алкозамки. В тех же Нидерландах нововведение коснется только тех, кто был замечен в значительном превышении допустимой нормы алкоголя за рулем. У них это от 1,3 промилле и выше. У нас все строже. Оно и правильно, пока нет алкозамков. А когда появятся, можно будет сделать послабление для тех, кто не очень старается нарушать нормы и правила. С другой стороны: в Нидерландах планируют ввести обязательное лечение от алкогольной зависимости тех водителей, которые не раз были замечены за рулем подшофе. У нас таких экземпляров на дорогах - пруд пруди, особенно под праздник. Автор этих строк недавно сама столкнулась с таким подвыпившим типом, которому надо было обогнать всех, кто ехал по довольно загруженной дороге. Чтобы пропустить его, должна была съехать на скользкую обочину на однополосной дороге. Не уступила. За что и была примерно наказана: пьяненький дядька, выбрав момент, сначала выехал на встречку, а при перестроении обратно в свой ряд чиркнул по кузову моей "лошадки" и сломал зеркало. И это еще неплохой итог в сравнении с тем, какие трагедии случаются на наших трассах.
Пусть посредники появятся
Так почему же мы не озаботились установкой алкозамков, если от них столько пользы, что их успешно применяют разные страны?
- На мой взгляд, потому, что в борьбе с алкоголизмом за рулем у нас не стоит задача добиться конкретных результатов, - ответил на вопрос независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Здесь вообще много проблем. Например, очень много алкоголиков ездят именно на "Жигулях", а алкозамок - это оборудование тонкое, его на такой "примус" не поставишь. А потом: вот у нас практически две трети федеральных целевых программ заточены на дорожное строительство. И что? Где результат? У нас что, появилось много новых дорог? Если, например, в проекте с алкозамками как часть схемы появятся посредники, то появится и бюджет. Думаю, пока к этой идее не подступятся те, кто хочет получить деньги под проект и распределить их, в том числе и не по назначению, ничего вообще не сдвинется. Опять же надо устранять не следствие, а причину. Алкоголизм - это социальная проблема: есть причины, по которым люди пьют. А еще есть комплекс причин, который позволяет выпившим людям садиться за руль и избегать при этом наказания. И еще: с нашими рукастыми людьми нас никакой алкотестер не спасет. Мало ли что умельцы смогут придумать! Вон какие сейчас противоугонные средства существуют - чем дороже машина, тем сложнее устройства, однако угонять авто не перестали, и именно дорогие. Да у подвыпившего гражданина есть самая простая возможность: попросить дунуть в трубку алкотестера соседа и завести машину. Алкотестер через определенное время вновь сработает на алкогольный дух и потребует повторить процедуру проверки. Так неужели водителю трудно будет остановиться где-нибудь у тротуара и попросить: "Бабоньки, очень к жене спешу, у нее проблемы, дуньте, пожалуйста, в трубку, чтобы мне доехать!" И обязательно найдется кто-то сердобольный.
Да уж. Прийти на помощь друг другу - это мы всегда пожалуйста, даже в щекотливой ситуации, которая может оказаться для людей чревата большими неприятностями, а может - и неутешным горем. И все же есть некоторая информация о том, что алкозамки начинают осваивать просторы нашей страны. Еще полтора года назад правительство Московской области информировало общественность о том, что вместе с Российским союзом автостраховщиков обеспечит алкозамками общественный транспорт. Тогда речь шла о том, чтобы алкозамки ставили на весь автопарк те предприятия, которые работают на муниципальных заказах. Наши специалисты считают, что алкотестер можно настроить так, чтобы он передавал информацию в режиме реального времени - например, из пассажирского автобуса после каждой остановки.
Но все же как-то маловато у нас в этом направлении телодвижений. А ведь, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в мире в нетрезвом состоянии погибают в ДТП 200 тысяч человек. И наша страна вносит в этот список свою "достойную" лепту. Может, пусть уже посредники появятся? Хоть как-то проблему сдвинут с мертвой точки, хоть на треть выделенного бюджета, если по-другому никак нельзя.
Ирена Татонова
|