АНГЕЛЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Это было недавно, в ближайшее Рождество. Собрались добрые люди в одном доме – а это был не абы какой простой дом, а Дом Юрия Никулина, созданный на месте старого, где родился великий актер и где жили его родители, в г.Демидове Смоленской области.
Итак, собрались добрые люди и я думаю, что это не присказка как бывает в сказках, а на самом деле такие - добрые. Мы славили Иисуса Христа, благодарили Бога за его несказанные милости и потом незаметно перешли к таинствам - чуду в нашей жизни. Рождественскому или вообще Господнему...
И здесь неожиданно обнаружились необычные истории. Любовь Богуславская - замечательная актриса-чтица литературных произведений – рассказала свои. Первая. Им с мужем надо было заплатить штраф, который принимали в администрации другого – соседнего – города. Они дотянули (как делают многие наши соотечественники) до последнего дня погашения, и на лысой резине (до этого муж не раз предлагал жене купить новые шины, но всегда находились дела поважней) отправились в путь.
В снежном плену
Дорога была и скользкой, и снежной. На каком-то отрезке пути они вдруг почувствовали сильнейший боковой ветер. Машина почти не ощущала своей связи с дорогой. И вот… Авто поднял в воздух мощный поток ветра, и увлек за собой в десяток метров от дороги – в чистое белое поле. Счастье, что там не было леса, и что автомобиль не опрокинулся. Но зато утонул в глубоком снегу. Это было и спасением – что не разбились, и наказанием – как выбраться из плена, если помощи из вне – никакой! Во-первых, это было давно и «лошадных», то есть семей с автомобилями, было еще очень мало, во вторых, на исходе рабочего дня пятницы втакую погоду все уже мечтали быть рядом с домом, а не в пути.
Муж Любы растерялся, а она стала по чуть-чуть вначале буквально пальцем откапывать свое окно. И после большого усердия ей все-таки удалось его приоткрыть и с помощью мужа, толкающего ее сбоку и снизу, «выплюхнуться» в глубокий снег. Ну а дальше что? Где помощь? Ау! – Но все без толку, никого вокруг.
Тогда Любовь вспомнила о Боге и стала призывать Его на спасение. И не долго молилась она, как вдруг услышала шум мотора. Вот-вот появится машина, но как дать ей знать, что они вдалеке от дороги и их транспорт почти не виден в снежной дымке? Любовь усилила молитвы и стала махать руками, надеясь на неожиданное везение. Молоковоз, готовый скрыться из глаз, вдруг остановился. Он увидел их беду.
А дальше уже начались «спасательные мероприятия». Нашли чудом длинную-длинную веревку, она рвалась, ее связывали, и в конце концов молоковоз справился с нелегким заданием «из болота тащить бегемота». Уф! Слава Богу, они уже на дороге. Ну а штраф? Кто примет во внимание их снежное приключение?
И они упросили водителя молоковоза довезти их до нужного городка (он кстати ехал в ту сторону). Параллельно с этим отрадным делом, Люба, сидя в кабине молоковоза, узнала, что водитель совершенно не собирался именно сегодня ехать со своей продукцией. Он разделся после своего рабочего дня, с аппетитом съел горячие щи из печки, а потом словно какая-то сила подняла его из-за стола и со словами: «Я поехал», он оставил изумленную от неожиданности жену. Поэтому для него не было большим удивлением то, что пришлось тащить из снега чужую машину. По своей шоферской практике он знал, что дорожные происшествия – это не случайности, а чья-то мудрая рука.
В милиции служащие уже закрывали свои рабочие столы, когда там появилась измученная, промокшая Люба. Она рассказала о том, как они с машиной повисели в воздушном потоке, и пораженные этой картиной люди быстро приняли у нее штрафные деньги. Попутно она вслух переживала, как же они будут возвращаться домой, если дорожные условия и состояние шин не улучшились. Вдруг начальник милиции принимает беспрецедентное решение – пустить перед ними машину с песком, чтобы они на сей раз уж точно добрались до дома без приключений.
А перед вами и ради вас когда-нибудь шла машина с песком? То-то же! Это надо заслужить!
Что и говорить, что первыми покупками Любы были свечи в храм, а у ее мужа – новые шины.
Трагедия на дороге
Шел 1982 год. Жаркое лето. Горожане выращивали овощи и везли их в соседний Смоленск на продажу. Автобусы ходили редко, свои авто были на пересчет, поэтому борьба за билеты на автобус была нешуточной. И вот наша героиня та же самая Люба со своей сестрой – молоденькие и хорошенькие - в одинаковых ситцевых сарафанах уже в Смоленске. Заранее купили билеты на обратный путь – тут им земляки позавидовали; и быстро продав свой товар – симпатичные и вкусные огурчики – побежали в соседний универмаг поглазеть на то, что там продают, и очень удачно купили себе по циновочке. Тогда это было новинкой.
Довольные покупкой они побежали к автобусу, но тот готовился к отправке уже будучи сильно переполненным. Сестры кричали водителю, что у них есть билеты, чтоб он высадил безбилетных и взял их, законных. Но толпа, забившая автобус, стояла монолитом, даже не думая допускать в свои ряды этих, в сарафанах и с циновками… Девушки молили, кого могли, лишь бы им оказаться в салоне. Наконец, сердобольные земляки, которым и не светило уехать этим рейсом, неким чудом запихнули, буквально утрамбовали сестер в автобус. Он тронулся, на прощание махнув оставшимся на воле хвостом Любиного сарафана, который яркими ромашками нахально взирал на улицу.
«Счастливые» - завистливыми глазами провожали их не уехавшие демидовцы. Им предстояло полдня прождать до следующего рейса.
Однако счастье Любы с сестрой было недолгим. На выезде из города автобус тормознул внимательный гаишник, увидевший ромашки Любиного сарафана. Он приказал водителю сейчас же разгрузить транспорт. Водитель и готов был повиноваться, но никто не отделялся от сплоченной массы тел, застывших в автобусе. Никто не реагировал на увещевательные слова, словно они были произнесены на иностранном языке…Тогда все накинулись на Любу с сестрой, как на причину нечаянного препятствия в деле возвращения домой. Все стали требовать, чтобы именно они покинули автобус. Сестры вышли в слезах, с билетами в руках, прижимая к себе циновки и ощущая себя несправедливо обиженными. Консенсус между гаишником и шофером автобуса был кое-как найден, плачущие девушки остались на обочине, а автобус подло мигнул им прощальными огнями.
И огни эти были воистину прощальными. Последующие события люди рассказывают по-разному, но в целом картина совпадает. Кто-то из мужиков, стоящих возле водителя, закурил. Все на него заорали, а водитель стал требовать с набившихся в салон людей или билеты, или деньги за проезд. Тот, курящий, по своей обычной привычке, бросил незажженную папиросу вниз, как бы на землю. (Обратите внимание, что многие наши соотечественники именно так поступают с выкуренным бычком. Отсюда – пожары в подъездах, на балконах и в лесах).
Но тут был особенный случай. У автобуса не работал бензонасос, и шофер возил рядом с собой в ведре бензин, чтобы в нужный момент доливать. Бычок падает в это ведро, взмывается вверх пламя огня, шофер пытается тормозить, ведро опрокидывается и весь автобус охватывает пожар. Людям не двинуться, двери заклинило, кое-то разбирает окно, выпрыгивает и даже спасает других. Но это была капля в море. В основном все погибли, заживо сгорели. Это был черный день в жизни провинциального города. Столько было горя, похорон, такие неожиданные потери - это помнят до сих пор!
Земляки, вернувшись из Смоленска в помраченный бедой город, рассказали и мужу Любы, и родителям сестер, что те тоже сгорели в этом аду. Ведь оставшиеся на платформе видели, как девушек впихнули в автобус, видели из уходящего транспорта хвост Любиного сарафана... Что было с молодым мужем, который так любил свою Любочку, что было с их родителями – не передать словами. Да и не надо, а то они просто разорвут наше сердце. Скажем скромно, но точно: все люди были потрясены и безутешны.
И как же повезло Любиным родственникам и мужу, когда они узнали, что гаишник, ставший их Ангелом-спасителем, высадил сестер из автобуса! Как же они благодарили Бога за такой Его Промысел!
Выпить пива со своим спасителем
…На этом же Рождественском вечере присутствовал и еще один достойный человек Юрий Иванович Борисенков – журналист и фотокорр местной газеты «Поречанка». Оказывается, и он был в том злополучном автобусе. В числе первых он зашел в него и сел у окна, согласно купленному билету. Автобус уже бодро набивался людьми и готовился вот-вот отправиться в свой последний трагический путь. Но тут как раз мимо окон проходил один знакомый нашего пассажира. Юрий его не увидел. А вот тот узрел журналиста и стал кричать, чтоб Юра вышел из автобуса, дескать, есть разговор… Юрий долго отнекивался, объясняя, что надо домой, да уже и не выбраться из салона – все забито людьми, но знакомец упорно, не допуская возражений, настаивал. Юрию ничего не оставалось делать, как терпя недовольство окружающих, пробраться к выходу. Автобус ушел без него. Потом оказалось, что ничего существенного знакомец не рассказал, так ерунда, но спешить уже было некуда, и они зашли в ближайшую кафешку и с удовольствием выпили пива. Но они оба еще не знали, что среди них один был в роли Ангела-хранителя, а второй – им счастливо спасенный.
В Демидове Юрину родню ожидала такая же жуткая информация, как и Любиных родственников. А потом, когда он и Люба с сестрой явились живые и невредимые, родня не поверила своим глазам, и их великолепное, прямо Божественное явление избавило семьи и близких от большого горя.
Вот поэтому я с каким-то внутренним правом и сообщила вам, что на вечеринке собрались добрые люди. Разве стал бы Ангел-Хранитель спасать недобрых людей?!
Рассказала и я свою историю.
Это был…просто благородный человек?
Произошло это много лет назад.
… Зимнее морозное утро. Сегодня день рождения моей любимой матери, и я, 17-летняя девушка, еду в областной центр за подарком. До него 75 километров. Решено: покупаю для мамы красивые часики на свои первые трудовые деньги.
День пробежал мгновенно. Коробочка с часиками «Луч», сладости, гостинцы - все при мне. Однако обледенелый трамвай тянется в сторону автовокзала медленно, а временами и вообще стоит на месте из-за снежных заносов. Я мучительно всматриваюсь в оттаявшую дырочку запечатанного морозом стекла, надеясь вот-вот увидеть автовокзал… Но время бежало быстрее трамвая и на последний вечерний автобус в сторону моего городка я опаздываю. И всего-то чуть-чуть, на десять минут. Но автобус ушел! Что делать? Мечусь по автовокзалу, не веря своему несчастью. В сторону моего райцентра до утра ничего не идет.
Но не могу же я, в конце концов, смириться с такой несправедливостью!
Подбегаю к такси. Так и так, рассказываю, давайте догоним автобус.
Пока он, большой и неповоротливый, выползет на трассу, мы - такие быстрые и ловкие - его перехватим.
- Давай уж прямо до дома, - говорит таксист. - Денег-то хватит?
- Нет, не хватит, - отвечаю. - Денег только на четверть пути.
- А что дальше будешь делать? - усмехается он.
- Но ведь мы догоним. Поехали! - настаиваю я. –Нет, у меня через час заказ. Не могу. Прошу других таксистов. Они отказываются, не верят, что при таком снегопаде можно кого-то догнать. Тогда я вернулась в первому таксисту. Стала снова уговаривать его, «ручаясь», что мы догоним автобус и он еще успеет на свой заказ.
- Ладно, садись.
Поехали. Едем-едем, а автобуса все нет. Дорога - полный кошмар.
Лед и метель. Проходящие огни машин едва видны. Счетчик крутится, а мы еле двигаемся. В кармане - век не забуду - 1 рублей 56 копеек.
Таксист тревожно на меня поглядывает:
- А если не догоним? - интересуется.
- Когда накрутит 1-56, я выйду, успокаиваю его. - Буду ждать попутку.
И этот роковой момент все-таки очень скоро наступил. Мы уже свернули с большой трассы на малую дорогу, по которой 50 километров до моего дома, где уже вот-вот начнется веселье в честь дня рождения моей мамы. Я уже чувствую ее волнение из-за моего отсутствия и за то, что я ей не помогаю с подготовкой к столу.
Я отдаю таксисту деньги, выхожу.
Кругом чистое поле, вдалеке лес, где жилье - не видно, не ясно.
- Ладно уж, давай обратно отвезу, на вокзале дождешься утра, а там что-нибудь придумаешь, - предлагает таксист.
- Нет. Мать волнуется, у нее сегодня день рождения, а у меня подарок. Буду ждать автобус – вдруг мы его обогнали, не заметив в снежной мгле, или попутную машину….
Такси развернулось и уехало.
Сначала я ожидала, что автобус вот-вот появится, и мимо меня уж никак не проскочит. Но время шло, мороз к ночи крепчал, уже пробирал до костей, а машин - ни одной! Ни к дому, ни обратно. Тем более, что и дорога была «местного значения».
Стыли руки, совсем уже не чувствовала ног, лютый холод пробирался и под одежду. Пустая белая дорога, полная луна и несчастная замерзшая девочка. Картина того вечера отпечаталась в моем сознании навсегда.
Помню, как обессиленная, уставшая от притоптывания и маханий руками, стараясь сохранить последнюю «теплиночку», я подоткнула под себя полы зимнего пальто и села на свою сумку с покупками…
И все.
Сколько это длилось, не представляю. Но сквозь ускользающее сознание вдруг ощутила, как кто-то поднимает меня и толкает в невероятно приятное тепло. Сон готов сморить меня, но от тепла «отходят» руки, ноги, и дикая боль пронзает все тело. Слезы, пылающее лицо, немеющее тело. Кто везет меня? Куда мы едем? Пока не до этого. Хотя бы справиться со своим организмом, перевести его из режима «холод» в «тепло», преодолев режущую боль, боль, боль…
Когда критический момент был немножко пройден, меня сразу же сморил сон. Потом голос водителя:
- Просыпайся, скажи, куда в городе ехать? Где твой дом?
Я открыла глаза увидела перед собой в кабине что-то знакомое. Закрученный синей изолентой прибор на панели. Посмотрела на водителя, сидящего рядом. Это был тот же дядька из такси!
- Но ведь вы же уехали! - удивилась я. - А у меня больше нет денег! Почему вы вернулись?
- Что удивляешься? Я ехал, думал, что встречу какую-нибудь машину, которая подберет тебя, но встречных не было. Погибнет, думаю, девка на дороге. Так жалко стало тебя! Ты представляешь, как бы я заснул, зная, что сегодня ты замерзла на дороге? Сколько лет я бы себя корил, зачем согласился тебя подвезти? Развернулся - и обратно. Еле отыскал тебя, всю уже снегом занесло. Хорошо, что увидел маленький бугорок.
Когда мы подъехали к дому, я стала уговаривать доброго дядьку, а по сути своего спасителя, зайти к нам, обогреться, поесть, получить деньги…
- Нет, я тороплюсь.
- Спасибо вам! Большое! – Понимая его значение в своей жизни сказала я.
- Спасибо, что ты уцелела, - ответил он.
Он развернулся и уехал. От неожиданности я даже не рассмотрела залепленный снегом номер такси и не спросила имя водителя.
...Впереди его ждало расстояние в 75 заснеженных верст, а меня долгая-долгая благодарная память об этом простом, но таком удивительно благородном человеке. Сколько раз потом я мысленно и обращаясь к Богу, благодарила этого бесподобного человека за его царский подарок – жизнь неразумной девушке.
В то время еще были люди, которые, к счастью, не думали о том, что на дорогах можно убивать, грабить, насиловать беззащитных людей. У них было живо понятие о любви к ближнему.
И самое интересное то, что в память о таких людях – а их много встречалось в моей судьбе – я стала издавать эту газету – «Время жить вместе». Пусть и другие знают, что на Земле еще много-много Добра.
Крестики для сирот
…Перед этой встречей мы приглашали в Дом Никулина детей-сирот из местной школы-интерната. Они пили чай со сладостями, пели песни, декламировали стихи, вместе мы помолились, прочитали «Отче наш». А потом я спросила, у всех ли детей есть крестики. Оказалось, что крестики редко у кого имелись. Воспитательница объяснила, что при крещении им давались маленькие медные и недолговечные крестики. У шумной братии они долго не продержались.
И вот я подумала: может, найдутся люди, которые захотят подарить сиротам серебряные крестики? Если вы приобретете всего лишь один крестик и напишите на записке имя своего сына или дочки, то и вручен он будет (нынче весной перед Пасхой) именно Ане, Вове, Лене, как благословение от ваших родных детей. Крестиков этих надо около сотни, и не обязательно, чтобы они были на серебряной цепочке, достаточно шнурочка.
Вручить их сможете вы и сами, если в назначенный день (он будет определен позже) доберетесь до г.Демидова. Заодно увидите наш восстанавливаемый замечательный Храм Успения Пресвятой Богородицы и Дом Юрия Никулина.
Счастья вам и Благодати Небесной! Не расстраивайте своего Ангела-Хранителя!
Наталья Желнорова
|