ГЛУХАЯ ДЕРЕВУШКА ПРЕРАТИЛАСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
С 2006 года проходит в окрестностях калужской деревни Никола-Ленивец фестиваль ландшафтной архитектуры, прославивший этот глухой уголок не только на всю Россию, но и на целую Европу. Побывав на празднике, мы убедились: и в XXI веке человек и природа могут жить в гармонии, надо только избавиться от потребительского к ней отношения.
Коммуна дауншифтеров от искусства
Новая история этих древних мест началась лет 20 назад. Холмистые берега извилистой Угры, на которых в 1480 году произошло знаменитое Стояние русских и ордынских войск, покорили своей красотой архитектора Николая Полисского. Деревня, как и тысячи ей подобных в России, обезлюдела, нормальным обитателям Рублевок и Новых Риг она была неинтересна: 240 км от Москвы, из которых треть — очень скверная дорога, стали естественной защитой от вторжения нуворишей.
Николай первым из столичных художников купил здесь участок и построил дом, чтобы жить в этой красоте постоянно. Со временем тут образовалась целая коммуна дауншифтеров от искусства. А бизнесмен Максим Ноготков, нетипичный российский богач, приобрел 600 гектаров, чтобы превратить территорию в природный парк и место творчества художников.
Среди первых арт-объектов, органично вписавшихся в ландшафты Никола-Ленивца, были «Маяк» из сплетенных стволов вязов на месте русско-ордынского Стояния, «Николино Ухо» — высокая дощатая ракушка с лавочкой наверху, куда можно забраться и в уединении слушать тихий плеск Угры: Какие-то из объектов не дожили до наших дней — дерево сгнило, или сено, из которого здесь любят плести диковинные конструкции, пошло на корм скоту. Искусство должно жить так же, как природа, считает Полисский: лучшее выживает, необязательное — уходит.
Приехать сюда всегда может любой, но есть три дня в году, когда это особенно интересно: фестиваль «Архстояние» в середине лета. Темой нынешнего «Архстояния» по замыслу куратора Антона Кочуркина стало движение и его узловые точки: например, «Арка» художника Бориса Бернаскони на границе двух пространств — поля и леса. Или «Штурм неба» Михаила Скворцова — устремленная вверх ажурная конструкция высотой 15 метров, собранная из 70 одинаковых лестниц. Или «Быстрая дорожка» эстонского бюро AB Salto Architects — резиновый батут длиной полсотни метров, прыжки и бег на котором дарят любому новое ощущение силы и легкости полета: Каждый из объектов в дни фестиваля становится местом художественных перформансов.
Что будет с парком дальше?
Так, спустившись в полночь по тропинке в дремучем лесу, обозначенной манящим свечением разноцветных шаров, из верхней части парка в нижнюю, называемую «Территорией Лабиринт», можно было наблюдать мистическое шоу известного художника и стилиста Андрея Бартенева «Поцелуй дерева». А у громадной плетеной березовой композиции Полисского «Вселенский разум» показали свою оперу «Арфистки в аду» Ираида Юсупова и Петр Немой.
Полюбившие это место французские архитекторы по главе с преподавателем Высшей национальной школы ландшафтного искусства (Версаль) Жилем Клеманом утверждают: ничего подобного по единению трудов природы и человека в Европе нет. Французы уже не первый год приезжают в Никола-Ленивец — участвуют в расчистке полей от сорного зарастания, создают живописный парковый ландшафт.
Интересно, что процветание искусства помогает и совсем, казалось бы, умершему здесь сельскому хозяйству: возникла ферма, которая кормит «резидентов» арт-деревни, посетителей парка и фестиваля. Художники и архитекторы позаботились о местном храме Святой Живоначальной Троицы — законсервировали давно закрытую церковь до лучших времен, когда о ней, возможно, вспомнят государство и РПЦ. Прониклись важностью дела местные власти: администрация Дзержинского района предоставляет фестивалю полицейскую и пожарную охрану; министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области осуществляет поддержку смотра.
Но что будет с парком дальше? Предприятие это некоммерческое, предназначенное для тех, кто ради природы и искусства согласен ехать далеко, спать в палатках: В этом тоже его уникальность: отцы-основатели «Архстояния» считают, что появление современных отелей и пуск регулярного транспорта приведут к появлению чего-то вроде очередного Диснейленда. Или, допустим, завтра у мецената Ноготкова пропадет охота или возможность поддерживать Никола-Ленивец. Достанет ли тогда у нашего Министерства культуры такта поддержать красиво начатое дело, не забюрократив его? И не появится ли у места новый хозяин, который таки отгрохает Диснейленд, а скорее всего, устроит тут дежурную коттеджную застройку?
Сергей Бирюков
|