В НЫНЕШНЕЙ РОССИИ МЕЦЕНАТЫ НЕ В МОДЕ
Российский миллиардер Владимир Потанин выделил в дар вашингтонскому Центру исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (Кеннеди-центр) ни много ни мало 5 млн долларов. С одной стороны, это похвально, с другой – за державу обидно. Всё-таки хочется, чтобы наши олигархи жертвовали деньги на отечественные нужды. О том, почему наши богатые бизнесмены редко жертвуют деньги на российскую культуру и науку, выяснял корреспондент.
В Кеннеди-центре пожертвованию, разумеется, очень обрадовались. Там даже заявили, что Благотворительный фонд Потанина поможет также создать «Русскую гостиную». Стоимость проекта – ещё 1 млн долларов. Помещение оформят традиционными русскими материалами, дизайн разработает известный российский архитектор и художник Юрий Аввакумов.
Сам господин Потанин отметил, что его фонд будет поддерживать проект «Русская гостиная» в Кеннеди-центре по меньшей мере в течение ближайших 10 лет, финансируя все изменения в интерьере комнаты. Задачей «Русской гостиной» станет преодоление существующих в американском обществе стереотипов о России.
Стоит всё же отметить, что Владимир Потанин и про российскую культуру не забывает. В июне 2010 года он пожертвовал 5 млн долларов музею Эрмитаж. В Эрмитаже был создан первый в России музейный эндаумент – специализированный фонд управления целевым капиталом. Его средства будут инвестироваться, а музей станет получать доход. В итоге финансирование музейных программ и проектов возрастёт. Деньги Владимира Потанина стали первым вкладом. «Я решил пожертвовать туда 5 млн долларов, – заявил глава компании «Интеррос». – Надеюсь, что такого рода якорное вложение поможет Эрмитажу собрать дополнительные средства – в ближайшие два-три года эндаумент заработает и к 250-летию Эрмитажа станет для него полезным инструментом».
В дореволюционной России состоятельные промышленники, купцы, дворяне строили на свои деньги больницы, школы, приюты для неимущих, открывали художественные галереи. Многие имена известны до сих пор: Савва Мамонтов, Савва Морозов, Павел и Сергей Третьяковы, Павел Рябушинский. В советские времена эта добрая традиция была забыта, а вот её воскрешение даётся крайне медленными темпами.
К сожалению, в нынешней России меценаты пока не в моде, наши олигархи охотнее вкладывают деньги в зарубежные футбольные клубы, яхты и автомобильные заводы. И одной из причин того, что богатые не хотят вкладываться в российские культуру и искусство, – наша законодательная база. Уже лет 15 говорят о принятии закона о меценатстве. Да только вот так до сих пор это и остаётся на уровне разговоров и обсуждений. А нынешнее положение дел мало кого вдохновляет, ведь владельцу предприятия приходится платить налоги за средства, перечисленные добровольно на благое дело. Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах для благотворителей.
PR-ход для достижения корыстных целей
В тех же самых Штатах, например, благотворительные и гуманитарные пожертвования списываются с налогооблагаемой базы. Причём никакой бумажной волокиты нет, нужно просто быть уверенным, что организация, которой ты даёшь деньги, имеет определённый статус некоммерческой организации. В европейских государствах не всё так лучезарно и благотворители на самом деле не имеют от своей меценатской деятельности значительных государственных или налоговых льгот. И тем не менее и там для многих бизнесменов благотворительность давно стала нормой.
У нас отдавать деньги на благотворительность только начинают. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, учёных и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев.
Однако широкая публика о нынешних благотворителях, во-первых, мало информирована, а во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, видя в них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.
– Я сказал бы, что нынешнее меценатство миллиардеров объясняется чисто политическим и экономическим расчётом, – считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Они соединяют приятное с полезным, стараясь позиционировать свой бизнес и угодить властям. С одной стороны, они ублажают Кремль, который гордится своими олигархами, позволяющими экономить фонды, отпускаемые на культуру, с другой стороны, они приобретают имидж филантропов, небесполезный на западных рынках.
«Закон о меценатстве нам просто-таки необходим, – уверен художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. – Кто он – современный меценат? Конечно, у меня есть знакомые, которые занимаются бизнесом, и успешно. Это люди очень работоспособные, умные, энергичные. Но, к сожалению, сегодня люди бизнеса, как правило, не помогают искусству. Они поддерживают разного рода мероприятия, акции, событийные моменты. Бизнесмены зачастую помогают тем, кто в этом совершенно не нуждается, а именно звёздам, потому что с ними приятно тусоваться, сидеть вместе, общаться. А вот того меценатства, которое было в России в дореволюционные годы – истинного, духовного меценатства, – мы сегодня не имеем».
Мария Ческис
|