ОНА НЕ УМЕЛА ЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ
…Однажды ночью в земскую больницу села Сушигорицы, где работала Софья Александровна Кочурова, привезли крестьянина Красавцева. Стопа ноги у него посинела, опухоль ползла вверх. Три дня он маялся, а в больницу везти не велел. У больного начиналась гангрена.
- Не дам ногу отнимать! Не смеете! На суд подам! Мужик без ноги даже по миру пойти не может!
И вот при свете керосиновой лампы под общим наркозом Софья Александровна сделала на ноге одиннадцать разрезов. Спасла и жизнь, и ногу человеку. Меркурий Красавцев, так звали мужика, впоследствии более тридцати лет проработал в больнице водовозом. И не раз говорил: «Только ради Софьи Александровны пошел я на эту работу».
Сельский врач сегодня часто жалуется, что он скорее не лекарь, а функционер от медицины. О чем только не приходится заботиться – о дровах, о трубопроводе, о текущей крыше. Когда лечить-то?
Но у Софьи Кочуровой этих забот было еще больше.
Софья Александровна, одна из первых русских женщин-врачей, родилась в Петербурге 5 февраля 1862 года в семье священника. После окончания курсов при медико-хирургической академии в Петербурге уехала в Весьегонский уезд Тверской губернии – в тьмутаракань, где шаманили знахари, где царили грязь и невежество. Да еще воспитывала троих малолетних детей брата Василия – революционера, погибшего в тюрьме. До приезда Кочуровой в больнице работал молодой медик из Устюжны. Жил на селе у священника, ходил на охоту, ждал пациентов, сидя в больнице. И... однажды сбежал, уехал. Оборудование больницы было новенькое и все под замком. Не было лишь больных. Самолечение и знахарство казались крестьянам надежнее. Детская смертность была большой. Софья приняла решение не ждать, а самой идти к народу. «Я ведь горожанка, меня часто называют барышней. А надо доказать, что я своя, что здоровье народа - цель моей жизни и мой долг».
Для борьбы с эпидемиями оспы, тифа не хватало людей, и Кочурова привлекала учительниц земской школы. Позднее устроила при больнице во время летних каникул курсы: шесть-семь молодых учительниц в течение десяти дней работали в больнице, присутствовали на приеме больных, дежурили в палатах вместе с фельдшером, а вечером слушали лекции врача, учились делать прививки, оказывать первую помощь при несчастных случаях. После такой подготовки все расходились по волостям и делали прививки от оспы детям и взрослым.
Не умеет молиться двум богам
Имея диплом не только врача, но и педагога, она открыла при местной церкви в сторожке первую на селе библиотеку и сама оплачивала труд библиотекаря. Вместе с учителями земской школы создала воскресную школу, где взрослым посетителям читались различные лекции. Создала при больнице показательный огород, чтобы обеспечить больных овощами и заодно внедрить в крестьянский быт новые овощные культуры. Добивалась у земства стипендий для лучших учеников. И сама непрестанно училась.
В 1910 году, будучи в заграничной командировке, изучала хирургию, знакомилась там с постановкой медицины. В Париже встретилась с Мечниковым. Услышав, что она из Тверской губернии, тот сказал: «Там есть свое светило медицинских новостей – врач Кочурова». А узнав, что перед ним она и есть, воскликнул: «Ах, родная…», - и целую неделю не отпускал ее от себя.
Возвратившись в Сушигорицы – в грязь, бедность, нужду, она в день принимала до 200 (!) больных. В 1918-1919 годах, когда больница оказалась без средств, распорядилась спилить на дрова чудесную аллею хвойных деревьев, которые были когда-то ее стараниями и высажены. Сутками моталась по деревням во время эпидемии сыпного тифа. В 60 лет закончила курсы усовершенствования и получила еще одну специальность врача-окулиста.
Она просто не умела жить для себя, заботиться о себе. У нее никогда не было лишних денег. Она тратила свое жалованье не задумываясь, постоянно посылая кому-то деньги, тратила их на больницу, а на себя... меньше всего. Одевалась просто, даже небрежно, но в тех случаях, когда надо было быть в обществе (на совещаниях врачей), появлялась хорошо одетая, помолодевшая.
Когда ее спрашивали, почему она не создала свою семью, она отвечала: «Не умею молиться двум богам. Или работа - или семья. Я выбрала первое».
За большие заслуги в области здравоохранения С.А. Кочуровой было присвоено звание Героя Труда, а в стационаре хирургического отделения больницы была установлена Доска почета.
Последние два года жизни, будучи больной, Софья Александровна находилась на пенсии. Но и тогда она не переставала помогать людям своими знаниями и опытом. Всего за две недели до смерти она сделала свою последнюю операцию. Врача в этот день не было в больнице, а больной срочно нуждался в немедленной хирургической помощи. Мастерство хирурга не изменило старому врачу и на этот раз. Человек был спасен.
Сама же Софья Александровна скончалась в 1935 г. в возрасте 73-х лет.
Планку сельского доктора, которую Софья Александровна так высоко подняла примером всей своей жизни, сегодня здесь вряд ли кто сможет взять. Да и захочет ли?
Александр Калинин
|