С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, МАСТЕР!
Всемирно известному хореографу народному артисту СССР Юрию Григоровичу 2 января исполнилось 85 лет. Сочинять танцы он начал еще в юношеском возрасте. Его первыми балетами, которые имели огромный успех и принесли Григоровичу громкую славу, были "Каменный цветок" и "Легенда о любви".
Несколько лет Григорович работал главным балетмейстеров в Ленинградском театре имени Кирова, а в 1964 году стал главным балетмейстером, а затем художественным руководителем балетной труппы Большого театра и оставался им до 1995 года. В числе оригинальных спектаклей, поставленных Григоровичем в Большом: "Спартак", где блистали Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Екатерина Максимова и Наталья Бессмертнова, а также "Щелкунчик", "Иван Грозный", "Золотой век", "Ангара".
А начинал он свою творческую карьеру танцовщиком. Окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946г. Учеником школы был занят в балете "Щелкучник". С удовольствием, вспоминает, как они любили танцевать этот балет под Новый год: по традиции в глубине сцены в первом акте ставили стол, накрытый настоящими бутербродами и бутылками лимонада для детей - участников спектакля. Принятый в балетную труппу Кировского театра, Григорович с первого же сезона начал танцевать не только в кордебалете, но и сольные характерные и гротесковые партии.
Начало работы Григоровича в Москве было триумфальным. Как и в Мариинском театре, Григорович опирался в Москве на молодежь: молодые танцовщики могут танцевать любые технические трудности, они острее чувствуют современную технику и легко идут на эксперименты. И никто тогда не думал, что век хореографа намного длиннее века танцовщика на сцене. Смена поколений - болезненная проблема любого балетного театра. Век балетного артиста короткий, танцовщик теряет профессиональные качества, оставаясь ещё совсем молодым и полным творческих сил артистом: 40-45 лет...
Но премьеры Большого не хотели смиряться с необходимостью покидать сцену. Внутри театра образовалась оппозиция Григоровичу из артистов старшего поколения. Против оппозиции выступала молодежь, но Григорович решил уйти из театра, считая дальнейшую работу в таких условиях невозможной. Борьба за власть продолжалась ещё некоторое время и после его ухода. Теперь мы знаем, к чему она привела: началась череда новых "главных"...
Приумолкла пресса, травившая Григоровича злобно и несправедливо. Уйдя из Большого, хореограф не утратил своей творческой энергии, он по-прежнему участвует в жизни балетных империй. Он создал новый коллектив в Краснодаре и стал его руководителем.
Сейчас Григорович вновь балетмейстер в Большом. Не смотря на возраст, он в работе: только что возвратил на Основную сцену Большого театра балет "Спящая красавица" в своей новой редакции, впереди возвращение других балетов.
Нина Аловерт
|