ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ – ПЕРЕДОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МЧС
Об истории, которая могла обернуться трагедией, но закончилась хорошо.
Из огня да в лед
Плохо начинался год в Болграде, одном из самых южных, самых крупных и отдаленных районов Одесской области. После праздников объявили штормовое предупреждение: ураган сходил с ума, рвал провода, рушил опоры электропередачи. Потом случился пожар в историческом Спасо-Преображенском соборе, где шел ремонт. Пожарный «рукав» не достал до купола, объятого пламенем. Крест дрогнул и провалился внутрь. Люди, сбежавшиеся к собору, плакали в голос.
Не успели опомниться — новая беда. Повалил снег. Он дополнялся туманом и боковым ветром, отчего пространство затянуло белой колючей взвесью. Следом ударил мороз под 30 градусов…
Районные власти вместе со службой МЧС просили водителей Богом: откажитесь от поездок, не успеваем откапывать! Однако транспорт все-таки на внутренние маршруты выползал. И вот с колымагой, следовавшей из Болграда в село Дмитровка, там расстояние 60 километров, произошло закономерное ЧП. Автобус с 35 пассажирами застрял в снегах, покрывшихся ледяной броней…
Чтобы представить степень напряжения, надо напомнить еще раз: край — теплолюбивый, виноградный. Опыта борьбы с подобной стихией нет. Замглавы администрации Владимир Григорьевич Юсин даже обращался за консультацией к местным староверам, и те авторитетно развели руками: 83 года ничего подобного здесь не знали! А Юсину легче? Сам в служебной машине семь часов в сугробе провел, пока тросом не вытащили. Но вышестоящее начальство голову оторвет, если район посмеет ухудшить статистику по стране. Нынешняя зима забрала из 46-миллионной Украины более 150 жизней. Катастрофа.
— … Из Одессы отправили к нам на помощь БАТ-2, армейский путепрокладчик, — с ностальгией смаковал название Владимир Григорьевич, бывший военный. — И что думаете? Сломался! Грейдер из Измаильского морского порта вроде расчистит дорогу, а через полчаса — начинай сначала.
Тем, кто ехал на злополучную Дмитровку, в плане представительства тоже повезло. Вместе с земляками домой возвращался сельский голова. И залили полный бак солярки, так что водитель печку не выключал. Зато в глуши полей, заметаемых снегом, автобус оказался недоступен для спасателей. Трактор, отправленный на выручку, перевернулся, другой сбился с пути. Ближе всего к терпящим бедствие, предположительно — километрах в трех, находился лишь Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь.
Матушки. Заступницы
Воистину, единственной мощной организацией в районе остался лишь монастырь с личным составом из 90 монахинь с настоятельницей, игуменьей Ермогеной во главе. Сюда, рассказывали по секрету, представители мирской власти ездят не только за молитвенной помощью, а типа на семинары по передаче передового управленческого опыта. Сорок ухоженных гектаров (пашня, виноградники, сады-огороды), 300 овец, два десятка коров с телятами, птица без счета, пасека, пекарня, мастерские, парк сельхозтехники, газ подведен, со светом перебоев нет, батареи отопления в кельях — раскаленные… Вот, значит, каких успехов можно достичь, если относиться друг другу с любовью, усердно работать, не пить и не воровать.
Игуменья Ермогена, лет 50, с круглым простым лицом, похожа на сельскую учительницу младших классов.
Журналистских восторгов по поводу того, что монастырь принял деятельное участие в разрешении чрезвычайной ситуации, игуменья не оценила, поскольку — заметила — сюда, как правило, с чрезвычайными ситуациями и обращаются.
— Женщина не могла забеременеть. Приехала поздней осенью, окунулась в купель у святого источника. Молилась возле иконы Тихвинской Божьей Матери так, что и я расплакалась, стала на колени рядом… Встречаю через некоторое время. Сияет: дитя у нее!
Поэтому помочь автобусу было гораздо проще.
В начале шестого, до утренней службы, игуменье позвонили, в тоске и печали, из администрации. «Младенцы, старики, больные в салоне есть?!» — у Ермогены, когда требуется, и решимость, и голос командный. «Нет, — отвечают, — только недавно прооперированная… Врачу показывалась».
Усилия приложили сразу в нескольких направлениях. Монахини, уведомленные о ЧП с ближними, еще усерднее молились за них в храме. Матушка Николая, у которой послушание — вроде медсестринского, связалась со «Скорой помощью» и согласовала курс экстренных мероприятий: что делать при обморожении.
— Еще игуменья благословила согреть кагор с перцем! — стеснительная матушка Николая улыбнулась, прикрыв рот ладошкой. Меня успели посвятить и в другую тайну: группа молодых послушниц настолько прониклась драмой занесенных снегом, что умоляла позволить им взять термосы и посохи и пешком пробираться к дороге.
Тем временем тракторист Василий Карастан и водитель Василий Бодлак, поднятые в селе звонками настоятельницы, уже грели моторы нового трактора и УАЗа-вездехода. Ермогена, конечно, заставляет себя мириться с присутствием ограниченного контингента мужчин в женском монастыре, пусть и в качестве работников.
P.S. В Киеве, через пару дней – звонок от игуменьи Ермогены: хорошо ли добралась, не замерзла ли в дороге? Грешным делом, я ждала, когда же попросит показать материал руководству Одесской епархии… А матушка о погоде рассказала. У них снова ударили морозы, замело. И тот же самый автобус, только уже на пути из Дмитровки в Болград, опять застрял. Монастырь поставили в известность сразу – как передовое подразделение МЧС.
Ольга Мусафирова
|