СПОНТАННЫЕ «АКЦИИ ДОБРОТЫ»
Архитектор по образованию и фотограф по призванию, красивая девушка Наталья Вороницына уже несколько лет прикована к постели: диагноз рассеянный склероз ей поставили в 2007-м. В этот самый момент, когда Наталья, казалось бы, должна стать равнодушной ко всему, кроме самой себя, она, наоборот, начала активно помогать другим людям с помощью интернета. Сначала стала администратором группы «Милосердие» на сайте «Одноклассники». Затем жарким летом 2010 года, во время лесных пожаров, Наталья была назначена смотрителем сообщества pozar_ru в «живом журнале». Она координировала действия добровольцев, силами рунета собирала деньги на покупку противопожарного оборудования. Наконец Наталья попала в интернет-проект необычной благотворительности «Тугеза», где люди совершают спонтанные «акции доброты». Кому помогать — решают коллективно участники сайта. С 2010 года Вороницына и ее единомышленники провели 18 крупных и нескольких десятков небольших таких акций. Именно «тугезеры» скинулись на снегоход в подарок «начальнику Ижмы» Сергею Сотникову и купили оборудование для пустующей операционной в больнице Калужской области.
— Наталья, как вы думаете, сейчас много интересных, небезразличных, решительных людей?
— Немного, наверное. Но их сейчас определенно стало больше, чем два года назад. И началось все это с пожаров 2010 года. Тогда многие проснулись и увидели то, что происходит у нас в стране. Лично я проснулась именно на пожарах, до них я была совершенно другой — скорее апатичной, совсем не интересовалась жизнью общества. Я художник, фотограф, архитектор, была далека от проблемных сторон государства. Но тогда я отчетливо увидела, что происходит, и меня так включило. Пожары высветили прожектором многие проблемные вещи, они стали очевидными мне, до этого человеку совершенно безразличному к социальным аспектам. Все было совершенно стихийно, я стала модератором группы pozar_ru, помогала ориентироваться в том, что происходит. Мы помогали погорельцам, пожарным, добровольцам.
— Для вас определенной «точкой отсчета» стали пожары. Что подтолкнуло других?
— Пожары были «точкой отсчета» для многих. Это было зачатие, некая инициация гражданского общества. А уже в декабре, после выборов в Госдуму, было его рождение.
— У вас есть политические взгляды?
— Я не хочу в эти игры играть. Я за гражданскую ответственность, а не какие-то политические пристрастия. Я пришла к выводу, что дело совсем не в том, кто у власти, а в каждом человеке и его самосознании. Когда самосознание большей части нашей страны пробудится, тогда все и поменяется, и к власти придут совсем другие люди, а не те, кто зацикливается только на себе, на воровстве и обмане. Я не за Путина и не против Путина — я вышла из этого контекста. Но пробудить самосознание людей быстро невозможно. Это очень долгий процесс. Мы в «Тугезе» пытаемся показать своим примером, что можно сделать, говорим — мы есть, смотрите, что мы делаем, давайте с нами.
— Какой у «Тугезы» принцип работы?
— Мы не помогаем частным лицам. Для них есть множество фондов, а мы просто не потянем собрать $200 тыс. на лечение для Пети Иванова. Мы помогаем разным социальным учреждениям, негосударственным организациям. Иногда бывает и помощь частным лицам, это должен быть какой-то герой, какая-то явная история, как в случае с Сергеем Сотниковым. Люди собрались и решили отблагодарить человека за его поступок, государство на тот момент его никак не отметило. «Тугеза» — динамичная вещь, мы сами не знаем, куда нас вынесет. Решение о том, кому помогать, мы принимаем вместе.
— Сколько вас?
— Сейчас в группе «Тугезы» на Фейсбуке больше двух тысяч человек. Сколько участвует, сложно сказать. По каждому проекту отмечено, сколько людей скинулось на то и на это. Есть какой-то костяк из 7-10 человек, большую часть мы даже не знаем. Люди просто узнают о каких-то проблемах и стучатся в группу. Офлайн встречи у «Тугезы» тоже проходят — в тёплое время года, в основном они приурочены к каким-то мероприятиям — сбор книг или каких-то вещей, например.
— Что может помочь людям не зацикливаться не себе?
— Мой опыт показывает, что это может зависеть только от внутреннего желания человека. Если у него есть интерес, он как-то реагирует, откликается. Это постепенно просыпается в человеке. Я не знаю, что тут может помочь. Человеку можно показать, обратить его внимание на то, что происходит, но откликнется ли он — зависит от него самого.
— А внешние события могут подтолкнуть?
— Да, подтолкнуть могут проблемы. Когда тебе очень плохо и тяжело, тебя это заставляет шевелиться. Беда — это тяжело, плохо, хочется сбежать от нее. Но есть и оборотная сторона. Беда человека концентрирует, заставляет идти вперед, развиваться.
— Сейчас общество по правильному пути движется?
— Конечно. Непонятно, правда, что ждет впереди и какие кризисы нас ждут, но сейчас мы на правильном пути. Люди выходят на улицы и заявляют о своей позиции. Многие берут на себя ответственность и идут в муниципальные депутаты. Раньше такого представить себя было нельзя, а сейчас люди начинают понимать, что все зависит от каждого из нас. Хотя большинство граждан нашей страны уверены, что есть батюшка-царь, и он должен все изменить. Но постепенно прорастает понимание, что батюшка-царь ничего не сделает, что все зависит именно от нас. Когда оно будет у всех, тогда и появится нормальный батюшка-царь, который будет в резонансе с обществом. Сейчас у нас такой жесткий батюшка-царь, который совсем не думает о своих людях, а прессует, обманывает, зажимает нас. Это очень болезненно, но, на самом деле, это нам на пользу.
— Как вам кажется, что объединяет тех, кто выходит на улицы и заявляет о своей позиции?
— Основное — это гражданская ответственность. Я не могу за всех говорить, но мне кажется, что желание у всех одно. Мы все хотим жить хорошо, гармонично, чтобы на улице было чисто, не надо было никому давать взятки.
— А претензии к власти у вас есть?
— С одной стороны, да. С другой стороны, я понимаю, что на данный момент власть не может быть другой. Она та, которую мы заслужили сейчас. Ну какие претензии могут быть к безногому? То же и к власти. Могут ли быть претензии к ребенку, который не умеет водить машину? Также и к тем, кто находится у власти. Они слишком увлечены собой, у них настолько искажено мировоззрение, что они больны.
— Почему так получилось?
— Сейчас такой период, не может быть иначе. Мы это перерастем, к власти придут другие люди. Процесс идет и его уже не остановить.
— Какие общие черты у «тугезеров»?
— Честность. Это все настоящие люди. Они не пытаются быть елейными, не притворяются, не скрывают своих плохих качеств. Если у человека есть какой-то изъян, он не будет сильно маскировать его. Многие из «тугезеров» могут не понравиться кому-то именно своей честностью — они могут сказать что-то резко, грубо. Благотворители обычно говорят: «Мы такие хорошие, мы делаем хорошие дела». А мы — не хорошие. Мы обычные. Но мы хотим что-то делать для других, и стараемся делать.
— Появились в вашей жизни люди, которых вы на что-то вдохновили своим примером?
— Я просто не могу этого знать и никак это не отслеживаю. Но подозреваю, что они есть — мне периодически что-то пишут, благодарят, поддерживают. Я просто транслирую свою жизнь у себя в ЖЖ, в Фейсбуке, люди как-то видят, откликаются. Говорят — ты молодец, оказалась в таком положении и проявила активность. Своим примером я как-то вдохновляю, но в этом нет моей заслуги. Я попала в такие условия и как-то пытаюсь жить. В этом нет ничего особенного, я не могу иначе.
Ирина Новикова
|