В ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ ВРАЧУЮТСЯ И ГРЕХИ ЗАБЫТЫЕ
Великий пост — время, когда в церквях не только исповедуют и причащают, но и позволяют прихожанам присоединиться к полузнакомому древнейшему таинству, о котором мало знают те, кто редко посещает храм. Это таинство елеопомазания, или маслособорования. Оно не так "популярно", как таинство крещения или венчания, но входит в число семи важнейших…
Всего таинств в церкви семь: крещения, миропомазания, священства, исповеди и причастия, брака и елеопомазания. Понятно, что рукоположение в диаконы, священники и епископы носит сугубо специфический характер и важно в первую очередь для кандидатов в священный сан. Крещение и миропомазание касаются каждого верующего — но проводятся над ним один-единственный раз в жизни. То же касается и брака — если повезет, конечно. Православная церковь разрешает венчаться, в случае распада прежней семьи по уважительных причинам, до четырех раз.
Куда более распространены исповедь и обычно следующее за ним причастие. Минимально воцерковленные люди обычно исповедуются и причащаются хотя бы четыре раза в год, во время постов, на худой конец — ежегодно. И лишь таинство елеопомазания как-то выпадает из "календаря" регулярной церковной жизни. Оно как бы "факультативное" — многие о нем лишь что-то слышали, а остальные просто откладывают его "до лучших времен".
Впрочем, на это есть и определенные основания. Чин данного богослужения довольно объемный, не меньше, чем занимает обычная литургия, до 2-2,5 часов. Желательно (хотя и не обязательно) чтобы его проводили семь священников. В общем, каждый день (или даже месяц) его не будет служить ни среднестатистический приходской батюшка — да и такие же среднестатистические прихожане не будут тратить на него свое драгоценное время. А зря…
Ведь елеопомазание (иначе — маслособорование) — пожалуй, самое "специализированное" таинство, предназначенное Церковью для исцеления своих членов. Во время его проведения, после чтения общего Канона о здравии молящихся, священники читают молитвы на освящения вина и елея, смешивают их в чаше, а затем семь раз помазывают ими собравшихся, начиная с себя. Чело, главные органы чувств (глаза, нос, рот, уши, руки), сердце, как место сосредоточия души. В перерывах между помазаниями вслух читаются отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, как раз и повествующих — почему именно такая процедура избрана Господом для помощи верующим в него.
Тут и евангельская притча о "милосердном самарянине", который, подобрав избитого до полусмерти разбойниками прохожего, в первую очередь "возлил на его раны елей и вино". Что, кстати, вполне соответствует и медицине — ведь содержащиеся в вине алкоголь и дубильные вещества убивают микробы, а масло уменьшает контакт раны с воздухом, препятствуя новому заражению.
Последнее "отпущение грехов"
Человек с уязвленным грехом душой не может быть здоровым. А исцелиться от греха можно с помощью Покаяния. Но на Исповеди человек кается в осознанных грехах, и тех, которые может вспомнить. Хотя, конечно, и можно попросить Господа о прощении "также и многих других моих согрешениях, которые я и вспомнить не могу" — но, все же, однозначная ценность такой "генеральной" исповеди несколько сомнительна.
А вот в таинстве елеосвящения врачуются и грехи забытые. Точно так же, как врач, помазующий раны больного, находящиеся где-нибудь на спине, сам их находит и лечит — даже если страждущий на них не жалуется. Особенно уникальным маслособорование становится тогда, когда верующий находится без сознания, в коме, например. Исповедаться он в таком состоянии, по понятным причинам, не может. Да и причаститься тоже — для этого необходимо сознательное выражение согласия и желания причаститься, а также просто физическая возможность проглотить тело и кровь Христову.
Вот тут и приходит на помощь указанное таинство елеосвящения. Правда, опять же, в современной практике по отношению к тяжелобольным и умирающим оно проводится тоже недопустимо редко — слишком уж его процедура трудоемка и для священника, и для родных, и для врачей. Все равно, что отслужить "индивидуальную Литургию" в больничной палате.
Но пока человек еще способен самостоятельно передвигаться — избегать указанного таинства категорически не следует! Это не какая-то "отходная молитва" перед смертью — а молитва к Творцу возвратить больному духовное и телесное здравие. И привести она может лишь к улучшению этого здоровья. И только если Господь уже точно определил болящему срок пребывания на земле — елеопомазание становится последним "отпущением грехов" и приготовлением для жизни вечной…
Слава Богу, как раз в Великий пост во многих даже приходских храмах (не говоря уже о монастырях) как минимум, раз, а то и еженедельно проводится маслособорование. И, право, каждому верующему стоит найти свободное время, чтобы придти на это важнейшее Богослужение — незаслуженно полузабытое таинство милосердия…
Н. А.
|