«СУЩЕСТВО, ПРОТЯНУТОЕ ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦАМ» –
так охарактеризовал суть поэта великий литератор серебряного века Андрей Белый. Недавно мне посчастливилось побывать у него «в гостях». Это не слишком большое преувеличение, ибо мне удалось явно ощутить присутствие поэта в доме, в котором он жил и работал в течение 6-ти лет – ныне мемориальном доме-музее недалеко от железнодорожной платформы Кучино (по Горьковскому направлению). И помогли мне в этом не только подлинные стены и вещи, но, главное, его настоящие, талантливые друзья. Настоящие во всех смыслах! Это были члены литобъединения «Кучинский Парнас». Обмен вдохновением во время чаепития проходил непосредственно в рабочей комнате поэта.
Андрей Белый – русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма. Цвет, который выбрал Борис Николаевич Бугаев для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. Если перечислять, с кем из знаменитых деятелей искусства он дружил и был знаком, то этим списком может исчерпаться весь объём статьи, поэтому назову лишь некоторые имена: В. Соловьёв, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, С. Дягилев, А. Бенуа, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, Вяч. Иванов, Н. Бердяев, С. Есенин, М. Пришвин, Е. Замятин, К. Петров-Водкин, В. Маяковский, М. Цветаева, М. Горький, Б. Пастернак, Ю. Олеша, М. Чехов, В.Мейерхольд, З. Райх, Т. Табидзе, М. Сарьян, М. Шагинян.
Выходит, узнавая больше об Андрее Белом, получаешь доступ к малоизвестным фактам из жизни других мастеров. Например, я узнал, что выступая на вечере памяти Сергея Есенина, Андрей Белый выделил редко отмечаемую его черту: «Это – необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повернут ко мне, писателю другой школы, другого возраста…» Как я убедился, Андрей Белый продолжает оказывать такое же целительное воздействие и на друзей-потомков, как ранее на своих друзей, ибо, ещё не зная вышеприведённой цитаты, при знакомстве с членами «Парнаса» я сразу обнаружил их повышенную душевную чуткость.
Разносторонность устремлений в искусстве круга знакомых Андрея Белого проявилась, как я убедился, и у присутствовавших на «Парнасе». Судите сами. Наталья Ивановна Никольская – заведующая отделом «Дом-музей А. Белого», душа и хозяйка "чайных мистерий", как их называл Андрей Белый; она человек известный в городе и заслуженный – совсем недавно награждена почётной грамотой губернатора Московской области за многолетний плодотворный высококвалифицированный труд в области культуры и просвещения. Виктор Николаевич Любезнов – нынешний руководитель "Парнаса", член Союза писателей и Союза журналистов России, известный в городе поэт и поэт-песенник, автор гимна города Железнодорожный; недавно награждён памятным орденом «Золотая осень» им. С.А. Есенина за строгое следование в своём творчестве традициям великой русской поэзии. Эмма Фёдоровна Фадеева – поэт и скульптор, работавшая в мастерской В.И. Мухиной; признанный мастер по куклам, неоднократно проводила персональные выставки.
Асю Абрамовну Гудзе в городе многие знают и любят как замечательного врача-педиатра, но не все знают, что она ещё пишет рассказы. Лидия Андреевна Борцова – известный в городе педагог по русскому языку и литературе: один из её воспитанников стал детским поэтом. Дмитрий Афанасьевич Ротов – бывший военный; ценитель поэзии, прекрасный исполнитель песен и романсов. Виктория Викторовна Топоногова – не только поэт, член СП России, и руководитель ЛИТО "Созвучие", но и художник, делающий персональные выставки. Любовь Борисовна Троицкая – тоже поэт и художник со своими выставками. Татьяна Кулакова – поэт и певица. Алевтина Михайловна Кузнецова – хозяйка дома; без её благосклонности, понимания и терпения не было бы и самого музея. Все присутствовавшие с большой теплотой рассказывали мне о создателе и сопредседателе "Парнаса" – в прошлом одном из руководителей СПР – Леониде Антоновиче Мезенове.
Ещё одним зримым свидетельством душевной щедрости собравшихся было большое радушие, с которой встречали всех выступающих. В этом удивительном месте не казалось удивительным, что каждый из присутствующих воспринимался как давно мне знакомый. И, как выяснилось, не только мне. Вот как по-особенному подытожил нашу встречу её председатель Виктор Николаевич Любезнов: «Бывает, долго знакомишься, а наш новый гость как будто 100 лет с нами был и просто где-то задержался на перепутье, а теперь вот вернулся». Такого искреннего тёплого приёма, пожалуй, ещё не получал!
Главным итогом этой встречи явилось желание непременно вернуться сюда и узнать больше об Андрее Белом, которому и по прошествии 80 лет после своего ухода из этого дома удаётся собирать в нём прекрасных людей.
Если у кого-то из читателей сложилось впечатление, что на чайные мистерии могут попасть лишь избранные, то они правы – это действительно так. Но знайте: как только вы придёте в этот музей – на «таинственный остров Кучино», как его назвал Андрей Белый, – вы становитесь избранными.
Анатолий Пережогин
|