ЧТО ПОБУЖДАЕТ РАБОТАТЬ БЕЗ ДЕНЕГ
Нидерланды — рекордсмен по количеству волонтеров. Помогать другим здесь давно стало общественной нормой. Больше 40 процентов взрослого населения Голландии принимает участие в добровольческом движении.
Тревожный звонок
Ян Беренхоут недавно вышел на пенсию и обнаружил, что время его загружено вдвое больше прежнего. Он участвует в бесконечных комиссиях, комитетах, отделах — в помощь бедным, в защиту окружающей среды, в содействие иммигрантам...
Ночью в квартире Яна зазвонил телефон. Звонят Яну редко. Он, как и большинство голландцев, предпочитает электронную переписку. Звонок, да еще в столь поздний час, означал экстренную тревогу. Звонила мать девушки — с ее дочерью случилась беда: муж-иранец запер ее в доме и за непослушание бьет. Почему звонили именно ему? Потому что он добровольно, на общественных началах, работает в организации, помогающей разрешать конфликты между иммигрантами и голландцами.
Ян немедленно сел на свой велосипед и поехал по указанному адресу. Наутро он рассказал, что вместе с полицией помог освободить женщину из домашнего плена. Ее муж арестован.
Ян постоянно оказывает помощь другим. Помогает соседям-арабам: занимается с их детьми. Пишет письма и заполняет документы на голландском. Приносит газеты старой суринамке и читает их вслух, переводя на английский.
Впрочем, арабы, африканцы, суринамцы — случайные клиенты Яна. Его "базовая клиентура" — приезжие из России. В его доме регулярно собираются молодые женщины, живущие в Голландии. Все они обременены проблемами. Ян их выслушивает, терпеливо объясняет разницу русской и голландской культур.
Между тем Ян — человек весьма расчетливый, считает каждую потраченную копейку. Почему же он не жалеет времени на бесплатную работу? И кто они вообще — эти голландские волонтеры?
Надежный банк данных
Большинство волонтеров - не пенсионеры, которым нечем заняться, а вполне активные работники: 70 процентов не достигли пенсионного возраста. В основном это коренные голландцы, но довольно много иммигрантов. Все они неплохо образованы: две трети имеют университетские дипломы. Эти сведения я получила в Волонтерском центре Амстердама (ВЦА), который объединяет и направляет эту деятельность в городе. Приветливая молодая дама Савитри Гроаг, директор центра, рассказывает о его работе:
— Мы рассылаем объявления с вопросом: "Кто нуждается в помощи волонтера?". Этот банк данных сортируется и хранится в компьютере центра. После этого мы даем другое объявление: "Кто хочет помогать нуждающимся людям?". Каждому, кто откликается, мы предлагаем заполнить вопросник.
Савитри дает мне список из 10 вопросов, среди которых: "Каковы ваши мотивы? Что вас побуждает работать без денег?", "С кем/чем вы любите иметь дело (с детьми, стариками, животными, инвалидами, с компьютером)?"; "Сколько вы можете потратить времени на волонтерство?". Получив ответы на все 10 вопросов, сотрудники центра сверяют эти предложения с базой данных о потребностях. Савитри открывает папку и знакомит меня с первыми попавшимися случаями.
...Женщина 38 лет, помощник режиссера на телевидении, обратилась с такой просьбой: "Все рабочее время я провожу в глупой суете: ищу нужных людей, встречаю их и провожаю, организую рекламу. Цель одна или, если хотите, три: деньги, деньги и еще раз деньги. Мне хотелось бы делать что-то доброе, действительно нужное людям. Можете мне помочь?" Что она любит? Детей и готовить. Что предложил центр? Работу повара-инструктора в детском кафе, где она охотно общается с юными гостями.
Мотивов у добровольцев едва ли не столько же, сколько самих добровольцев. Для студентов, скажем, это возможность заполнить графу в резюме для будущей работы: в форме, которую заполняет претендент на вакансию, есть пункт: "Занимались ли вы волонтерской деятельностью?" При положительном ответе претенденту прибавляется плюс.
Школа жизни
Уилл Рахен, директор школы Питера Ньюленда в окраинном районе Ватерграафсмеер, рассказывает мне, чему учат на "Уроках гражданского воспитания" — новом предмете, который недавно был введен в школах Амстердама:
— Прежде всего обретать чувство ответственности за другого. Вот, например, ты силен в математике, а рядом с тобой учится парень, которому эта наука не дается. Помоги ему. Останься с ним после уроков. Ты почувствуешь гордость, когда увидишь, что он стал лучше решать задачки.
— То есть цель — научить детей помогать другим?
— Не совсем так. Речь идет скорее о перестановке приоритетов. В наш прагматичный век, когда деньги — едва ли не единственная цель и награда за труд, надо привить молодым людям более высокие ценности. Мы ставим себе высокую и чрезвычайно трудную цель. Я бы сформулировал ее так: создать новые приоритеты в обществе. Моральное, эмоциональное вознаграждение — выше, чем компенсация материальная. Ты должен сам искать тех, кому нужна твоя помощь. Ты должен стать полезным этим людям. И ты можешь гордиться, что помог конкретными делами конкретному человеку.
В вестибюле школы висит плакат: "Помоги больному, помоги слабому!". Это принцип программы волонтерства, которой отводится 70 часов школьной программы ежегодно.
— Дети, как правило, эгоистичны, это довольно естественно,— говорит Уилл Рахен.— Их опекают родители, им нет нужды заботиться о ком-то самим. Но мы стараемся направить их не только на потребление, но и на отдачу — людям, обществу.
Помочь богатым
Мариан Сакс, профессор-филолог, работает консультантом в Обществе филантропии. Члены общества, состоятельные люди, жертвуют большие деньги на помощь нуждающимся.
— Многие считают, что у богатых нет финансовых проблем,— говорит Мариан.— Я, признаться, тоже так считала. Оказывается, есть. Одна из главных — куда потратить деньги. Обычно у человека не так уж много потребностей. И богатый бизнесмен в этом смысле мало чем отличается от других людей. Свои потребности, даже самые дорогостоящие, он насыщает довольно скоро. А дальше у него наступает период, когда "о душе пора подумать". В это время многие люди впадают в растерянность, не могут понять, куда вложить деньги — не для дальнейшего их роста, а для благого дела. Вот тут на помощь приходит консультант.
Начинается все чаще всего с того, что появляется богатый человек с просьбой помочь ему правильно разместить деньги. "Правильно" не значит выгодно, а значит — с наибольшей общественной пользой.
Ада Баскина
|