ЧЕСТНОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ В КИТЕЖ-ГРАДЕ
…Деревянная табличка «Китеж» проступает сквозь серость раннего утра. Шлагбаум на дороге открыт, забора нет. Тропинки в талом снегу от дома к дому. Китеж — это сообщество приемных семей, в этом году ему исполняется 20 лет. Первые дети уже сами стали родителями. А сейчас в Китеже в 12 семьях 36 детей — свои, родные, и приемные, собранные по детским домам и приютам Калужской области. Еще здесь временно живут «программные» (у этих есть и мамы, и папы), программа «Возвращение домой» помогает им переосмыслить отношения с родителями.
Не верили, что получится
За сутки в Китеже я не научилась отличать родных от приемных, приемных от «программных» и наоборот. «И не отличите, — говорит создатель и руководитель Китежа Дмитрий Морозов. — Все наши, китежане. В этом году произошел такой качественный скачок в развитии коллектива, что дети сами, практически без помощи взрослых передают наши ценности новеньким, берут их в оборот…»
Морозов признается, что поначалу думал: накормить, отмыть, одеть, и дети будут счастливы. Позже понял, что должен измениться образ мира — внутренняя программа ребенка. Без этого он не может верить людям, не может учиться, строить отношения.
Сам Дмитрий Морозов до того, как задумал Китеж, был журналистом-международником, работал на «Маяке». Выпускник ИСАА, кандидат исторических наук, успешный человек. С детьми, как воспитатель, впервые встретился в пионерском лагере Гостелерадио. А в 1992 году в чистом поле в Барятинском районе Калужской области начал с друзьями ставить первый сруб для будущей детской деревни. Место помогли найти в Министерстве образования. Руководство района не возражало, скорее всего, потому, что никто не верил, что из этого что-то получится.
Сейчас в Китеже живет уже второе поколение приемных родителей. Их работа требует глубоких знаний психологии, педагогики, детской физиологии. Все взрослые — с высшим образованием, половина — с высшим педагогическим. Три кандидата наук.
Летом в Китеже бывает до 60 студентов-волонтеров из российских педвузов. Кроме своих, китежан, в лагере принимают детей «со стороны». Это не просто месяц на природе, это большая ролевая игра. У каждого ребенка, у каждого взрослого своя роль. Ежедневно педсовет «дописывает» сценарий игры с учетом того, что случилось за день. Без помощи студентов в эту пору не обойтись.
Студентами приехали в Китеж Ваня и Наташа. Теперь оба здесь работают, поженились. Он — учитель истории, она — психолог, учитель начальных классов. Взяли из приюта Данилу. Рома и Саша хотели жить ближе к природе, «подсели» на экологию. Теперь они тоже приемные родители. Марина Давыдкина привезла в Китеж сына Ваню и попросилась на 1-2 месяца волонтером. Прошло уже 4 года. Марина учит маленьких китежан в начальной школе.
«Я строю мир»
У коллектива Китежа есть потенциал для того, чтобы постепенно менять образ мира ребенка с душевной травмой. Через коллектив, через добрую школу, игровую терапию постепенно выстраивается новая система ценностей, в которой читать книги — это круто, потому что о прочитанном будут говорить (один час в день в Китеже читают абсолютно все); круто учиться и научиться решать свои проблемы (проблемы, кстати, ежевечерне обсуждаются в малых группах). Сильный мотив для детского коллектива и для каждого ребенка — игра «Я строю мир». Это семь ступеней совершенствования, личностного роста. Нижняя ступень — «Честность и искренность», верхняя — «Благодарность и служение». Это не просто схема. Игра задает ближние и дальние цели, и видно, как свой мир строят все. Есть те, кто идет рядом или чуть впереди, а кому-то нужна помощь, плечо… Те, кто успешно проходит все ступени, становятся наставниками.
Так же, как меняются ценности у детей, перестраиваются и взрослые, попадая в Китеж. Здесь оказывается, что можно не только непрерывно спешить от очередного понедельника к очередным выходным, но и задавать себе вопрос: зачем? На ежедневном педсовете, обсуждая каждого ребенка и каждую возникшую проблему, взрослые продвигаются и в понимании себя. Обсуждать, проговаривать, думать и до чего-то доходить продолжают и на совете наставников: у каждого ребенка здесь кроме родителей есть еще и наставник — взрослый, и наставник — старший ребенок. Никто не одинок. Ежевечерне со своим наставником малая группа — 3—4 ребенка — обсуждает ушедший день.
В день моего приезда в Китеже были все орионовские малыши (Орион — это община, которая отпочковалась 4 года назад). А старшие китежане уехали в Орион ставить музыкальный спектакль при поддержке Британского совета. 10 дней совместной работы китежан и британских школьников завершились пьесой Golden Rush на английском языке, которую показали на сцене московского языкового лицея № 1298. В тот же день обсуждали, как будут принимать детей и педагогов из английской школы «Семь дубов» (Sevenoaks). Распределяли по домам 29 семей с маленькими детьми, которые должны приехать в Орион на майские праздники.
Связующее звено всей китежской активности — школа. Китежская школа — государственное учреждение. Учителя, они же родители, они же зачастую — приемные родители, получают зарплату. А вот живет школа совершенно по-особенному. Как говорит директор, кандидат педагогических наук и руководитель психолого-педагогической службы Максим Аникеев, для приемных детей, которые успели до Китежа поучиться, школа — это чаще всего место, где они были неуспешны. А образ учителя связан с опасностью. В Китеже школа — не опасное, а интересное место. Привычное ролевое разделение учитель — ученик исчезает, возникает человек — человек. На успешную учебу, как и на новый образ мира, работают все: коллектив, образ жизни, распорядок, учителя, семья, гости, которые часто приезжают в Китеж, праздники, творческие проекты, ролевые игры. И результат есть: на всех олимпиадах в Борятинском районе побеждают ученики китежской школы.
Фантастический Эндрю
«Академическая манера изложения материала у нас не проходит. Нужен интерес, внимание к миру, окружающему ребенка», — говорит Максим. Он приехал в Орион аспирантом Тульского пединститута, а потом молодому 28-летнему кандидату педагогических наук предложили должность директора. Сейчас Максим Владимирович работает над докторской и мечтает совместно с федеральным институтом развития образования создать модель инклюзивной школы, объединяющей детей-сирот, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и детей из благополучных семей. Преподает Максим обществознание. Модель социума, социальные роли он разбирает с ребятами на близком и понятном им примере китежской общины.
Английский в китежской малокомплектной школе уже пять лет преподает шотландец Эндрю Айкман — единственный иностранец, имеющий разрешение на преподавание в калужских школах. По первому педагогическому университетскому диплому он учитель математики и географии, а теперь имеет еще и оксфордский диплом преподавателя английского языка как иностранного. Кроме того, Эндрю фантастически работает с деревом. Столы и скамейки в столовой — это его. Детей берет в подмастерья. А что может «приобщать» лучше, чем сделанные твоими руками скамейка, полка или мостик, которыми пользуются все?
Воспитывать можно только на том, во что верят взрослые, и нельзя учить тому, чего сам не исполняешь. Одна деталь: двери в домах Китежа не закрываются. Честность воспитывается доверием.
А что выпускники? А выпускники поступают в вузы и техникумы Москвы, Калуги. Но Морозов говорит: важнее, что никто из китежан не сел в тюрьму и не спился. Что «справляются с жизнью».
P.S. Оказывается, можно дружить со всем миром и принимать иностранных гостей в медвежьем углу. Оказывается, можно заниматься большой наукой, работая приемной мамой или учителем малокомплектной школы. Оказывается, можно жить без выходных и не уставать. Оказывается, можно остановиться, оглянуться и понять, зачем ты живешь. Оказывается, реальному и доброму делу многие стремятся помочь. Например, Китежу помогает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Газ, асфальт, финансирование школы — его помощь.
Людмила Рыбина
|
|
Газ, нефть, дети.. | 4275 дней назад в 23:50:57 | |
Услышал в ящике, что англичане приехали к москвичам в "китеж" - учиться педагогике, и сильно засомневался, зная раболепское отношение москвичей ко всему "цивилизованному" (Был опыт, учился в московитянии) Копнул в интернете и открылась туча информации - мощная рекламная компания Вроде бы хорошо, наконец то у хорошего дела появилось много "активных доброжелателей", но насторожило, что ни на одном лоббистком сайте нету возможности оставлять комментарии А затем подтвердились и мои сомнения. Друзьями "помогавшими" Морозову строить китеж были англичане и обойдённые вниманием TV американцы, но никуда из китежа они не уезжали, поскольку являются хозяевами этого проекта, оплачивают "хорошее дело", и обучают членов общины "правильному", НОВОМУ ОБРАЗУ МИРА. За рекламной мишурой, традиционно для западной политической пропаганды наполненной умилительными позитивизмами, явно просматривается желание организаторов создать образ открытой, ни кем не контролируемой организации. Почему же лишают возможности обсуждать проект, изучать, критиковать? Вроде не тоталитарная секта, а чему именно детей учат должны узнавать из рекламных релизов, а правильность "новой системы ценностей" мы просто должны принимать на веру. Насторожили прежде всего манипуляции ассоциированными понятиями с помощью которых лоббисты патронатного воспитания упорно обходят суть новых ценностей - никогда ещё хорошее дело не держалось на демагогии.
Обоснование "новой" системы ценностей подменяется понятием её нужности, перечислением заслуг и регалий функционеров занимающихся перевоспитанием.
В место принципов, которые внедряются в сознание детей, ЧЕМУ их собственно учат, подсовывается обоснование методов перевоспитания, описание того КАК это происходит и т. п. Такие громоздкие ассоциативные манипуляции как у Д.Морозова мне попадались только в переводных статьях по политологии.
На самом деле под этой игровой терапией, ступеням с "сильной мотивацией" скрывается мощная система психологической зависимости, построенная по всем принципам тоталитарных сект. Наиболее схожий пример - секта саентологов, основатель Р. Хаббарт
Ещё бросается в глаза желание скрыть организаторов проекта, выдать самостийность, русскость нового воспитания, но: "благодаря родственными общинами.. в нескольких странах мира". Оказывается знание английского языка является обязательной частью нового воспитания, а ножки у "исконно русского" проекта растут из америки, англии и франции - традиционных оплотов ювенальной юстиции.
|
|
|
КОБ | 4271 день назад в 20:36:34 | |
Как я понял основой зомбирования - психологической зависимости, являются игры (на самом деле не важно какие - ролевые или компьютерные, суть в том, какие именно принципы закладываются основу игры, и соответственно, подкладываются в сознание детей), и "ступени с сильной мотивацией". Если систему "новых" ценностей мастера правильного воспитания тщательнейшим образом скрывают за громоздкой демагогией, а по описанию одной игры проанализировать сложно (служение королю.. карьера аристократа.. завоевание уважения в боях..), то система ступенчатой мотивации прямо указывает на принципы функционирования тоталитарных сект, наиболее схожий пример - секта Р. Хаббарда. В Москве дианетическую "терапию" запретили а секту закрыли как тоталитарную, а в других городах такой работы не проводилось. Китеж курирует глава моссковского отдела Н. И. Козлов (http://nkozlov.ru/friends/d3790 www.syntone.ru/trainings/index.php?%20cat_id=7 www.syntone-spb.ru/library/index.php?section=article_other&index_php=&item_id=6101) То что секты типа саентологов прикладывают большие усилия для формирования образа ОТКРЫТОЙ организации ещё не значит, что они не опасны, это всего лишь свидетельствует что они обладают специальными инструментами для влияния на общественное мнение. Берегите своих детей.
|
|
|
Гость | 3597 дней назад в 10:29:52 | |
Прежде чем критиковать, съездите туда. И только увидев все своими глазами, услышав своими ушами общение, можно делать какие-то выводы. Более того, право критиковать есть только у того, кто занимался каким-либо вопросом и понимает этот вопрос изнутри, своими руками, своими мозгами создал качественный результат. Те, кто сейчас написал свои негативные отзывы был там? Создал собственную школу? Обучил беспризорных детей основам человеческого общения и помог поступить в ВУЗЫ? А так, заочно, исходя только из собственных домыслов критиковать то, что никогда не делал, никогда не создавал все равно, что продемонстрировать окружающим собственную неполноценность. Право критиковать есть только у того, кто сам специалист-профессионал в критикуемом вопросе, в противном случае, критикан лишь портит воздух. Право на критику в профессиональных вопросах только у профессионалов, занимающихся этим же делом. Остальные же становится в позицию "я -профессионал и поэтому уверенно могу судить других" рано. Создайте свое и тогда получите право критиковать другого профессионала.
|
|
|