НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ НА АРАБСКОЙ ЗЕМЛЕ
В палестинском городе Бейт-Джала большинство — православные арабы. На фестиваль святого, посвященный святому покровителю города прибывают тысячи людей. Уличные шествия, веселые ярмарки, представления, религиозные процессии — так проходят празднования в этом преимущественно христианском местечке, который расположен между Вифлеемом и иерусалимским районом Гило.
«Неужели никому нет дела до нас?»
В 305 году монахи из Анатолии (Малая Азия) пришли сюда и основали монастырь с несколькими пещерами и зданиями. По преданию, когда святитель Николай паломником прибыл в Святую Землю, с 312 по 315 год он жил в одной из этих пещер. (В Иерусалимском Патриархате до сих пор хранится текст, написанный его рукой.) Церковь святого Николая в Бейт-Джала построена на месте его пещеры.
Жители Бейт-Джала почитают святителя Николая как заступника и защитника своего городка. Говорят, что во время I и II мировых войн святой находился здесь, чтобы защитить людей. Местные жители также рассказывают, что видели, как он протянутыми руками ловил бомбы, предназначенные для Бейт-Джала после объявления независимости Израиля в 1948 году. «Ни одна бомба не достигла Бейт-Джала. Только башня святителя Николая оказалась повреждена. Мы знаем, что святитель Николай таким образом спас Бейт-Джала от других проблем».
Жители молятся святому Николаю о помощи в различных нуждах. Одна женщина вспоминает, как однажды все собрались в церкви святителя Николая, чтобы помолиться о дожде в период страшной засухи. «Мы не успели дойти до дому, — рассказывает она, — как пошел дождь. Я видела его своими глазами».
«Никому нет дела до нас?» спросил шофер Майкл корреспондента журнала In Communion. Это были слова, которые я слышал много раз от палестинцев в Иерусалиме, Вифлееме и Бейт-Джала. «Не многие из нас хотят вреда израильтянам. Мы хотим жить бок о бок с ними и воспитывать наших детей в покое. Для нас – христиан — это особенно тяжело — радикальные израильтяне, с одной стороны, радикальные мусульмане, с другой. Эти фанатики – это наша погибель. Фанатики в меньшинстве, но все больше и больше кажется, что они — главные. Я молюсь каждый день Богу, чтобы он защитил нас, а также прошу Св. Николая Чудотворца, чтобы помог нам».
Девушки не торопятся становиться матушками
Священник Павел Аль Алаам, клирик трех православных палестинских храмов (Иерусалимский Патриархат, г. Бейт-Джала), выпускник СПбДА
- Отец Павел, расскажите немного о себе.
- Господи, благослови. Меня зовут протоиерей Павел, живу я в городе Бейт-Джала. По национальности я палестинец, говорю на арабском языке. В 1998 году я закончил Санкт-Петербургскую семинарию, а затем академию.
Служу сразу в трех храмах. Первый, он же самый большой в нашем городе, — собор Рождества Пресвятой Богородицы. Второй — старинный храм в честь Святителя Николая, расположенный на том месте, где с 310 г. по 311 г. в пещере подвизался Святитель Николай. Когда-то на этом месте был монастырь святого Георгия. Раньше и город называли Никополис (город святого Николая).
Третий храм Архистратига Михаила находится на кладбище. Паства моя – это семь тысяч человек. Хоть город у нас небольшой, ситуация не из легких. Как вы знаете, тяжело христианам в настоящее время на Святой Земле. Мы находимся в изоляции наподобие большого лагеря или темницы. Прежде в Вифлееме и других городах христиане составляли подавляющее большинство, но к концу XX века многие из них эмигрировали, т.к. не только социальное положение довольно тяжелое, но и экономическое: найти работу довольно трудно.
- Семь тысяч прихожан — большая паства. Сколько священников ее окормляет?
- К сожалению, у нас мало священнослужителей. Желающих стать священником не так много. При этом наш Блаженнейший Патриарх Феофил III придерживается того правила, что священник обязательно должен иметь духовное образование. И это правильно. Студентов из нашего города мы направляем учиться в Грецию. Трудности возникают после возвращения — найти супругу будущему батюшке бывает сложно. Христианские девушки, которых и так немного, не торопятся становиться матушками.
- Видите ли вы положительные стороны такого состояния Православной Церкви в Палестинской автономии?
- Сегодня, после падения 500-летнего турецкого правления в начале ХХ века, христиане и мусульмане довольно дружны между собой. Иногда их связывают, не побоюсь этого слова, братские отношения. Но среди мусульман есть и такие, которые пытаются обострить наши взаимоотношениях, это переходит порой в некий фанатизм. Разного рода высказывания и обвинения в адрес православных раздаются довольно громко. Такое положение дел дает нам плюс в том, что растет патриотизм и сплоченность нашего палестинского народа. Мы мечтаем о нашей свободе и независимости, и в этих своих устремлениях мы как одно целое.
Тайну исповеди не соблюдали
- Невозможно не затронуть тему священнического служения в целом. Отец Павел, расскажите о том, что есть служение духовника у вас на Родине?
- С момента моего рукоположения до прошлогоднего праздника Святителя Николая я не имел права исповедовать. До этого момента у нас даже наперсного креста не дают, наград других у нас нет. Служим мы при открытых Царских вратах, у нас это не считается наградой. По благословению Синода и Патриарха, через четыре — шесть лет после рукоположения, уж как сподобит Господь, архиерей разрешает священнику исповедовать. Внешне это выражается в том, что иерею дают палицу и крест. Как правило, это происходит на престольный праздник, перед всей паствой!
- Что, на ваш взгляд, главное для духовника, какими качествами он должен обладать, особенно в такой сложной ситуации, в которой находитесь вы?
- У нас долгое время Таинство Исповеди не проводилось, так как были гонения на священников и даже на верующих. Таинство не проводилось, потому что не было доверия со стороны прихожан, ведь некоторые священники не соблюдали тайну исповеди. Сейчас мы учим прихожан, что это Таинство благословил сам Господь, а мы лишь свидетели покаяния. Думаю, духовник должен быть не только опытным человеком, он должен быть богобоязненным, иметь страх Божий, ни в коем случае не использовать каким бы то ни было образом то, что услышано на исповеди!
- Почему старая церковь города названа в честь Св. Николая Чудотворца?
-Для нас он не Санта-Клаус, он — как наш великий прадед. Мы чувствуем, что знаем его лично. Древняя церковь была разрушена персами в 614 году, на ее месте была поставлена другая, а затем тоже уничтожена. Ее строили и возводили несколько раз, но наши местные люди — очень квалифицированные рабочие по камню — никогда не позволял церкви оставаться в руинах долго. Люди из Бейт-Джала могут заставить камень говорить!
Мария Сеньчукова
|