ПОЩЕЧИНА ВСЕЙ РУССКОЙ АВИАЦИИ
9 мая во время демонстрационного полета в Индонезии разбился российский самолет «Сухой Суперджет 100». Его обломки обнаружены на склоне горы на высоте полутора километров. Все 48 пассажиров, граждане пяти стран, включая восьмерых россиян, сотрудников компании «Сухой», которые находились на борту лайнера, погибли. А ведь «Сухой» на сегодняшний день - это единственное лицо отечественного самолетостроения, и других в России просто нет.
Теперь эксперты гадают: что могло привести к трагедии? Скорее всего, к катастрофе могло привести стечение сразу нескольких обстоятельств. По мнению одного пилота, летавшего на аналогичном типе самолета, чтобы понять причины трагедии, хотелось бы получить ответы на такие вопросы:
— Столь ли уж необходимо было выполнять этот демонстрационный полет, когда со 100 метров машину в дымке практически не было видно с земли, тем более на борту находился не только экипаж, но и пассажиры — потенциальные покупатели?
— Судя по фотографиям катастрофы, экипажу не хватило нескольких десятков метров, чтобы перелететь гору. Но для чего в сложных условиях гористой и, возможно, плохо знакомой местности нужно было совершать сложный маневр?
— Кто принимал решение о необходимости этого полета в плохую погоду и в таком составе?
— И главное: мог ли командир экипажа от него отказаться?
Говоря о последнем, летчики считают: вряд ли у командира экипажа было право отказаться лететь.
Кроме того, считают специалисты, негативную роль сыграло и то, что SSJ 100 позиционировался создателями как технически супернадежный самолет. Чуть ли не на всех презентациях заявлялось, что нет такой ситуации, когда бы аппаратура SSJ 100 не предупредила экипаж об опасности, а его система управления столь совершенна, что он, дескать, практически не может упасть.
Теперь выяснилось, что может...
На него шли почти все деньги
С самого начала создатель «Суперджета» — в то время глава компании «Сухой» Михаил Погосян — уверял, что огромные траты на создание SSJ 100 (а на него шли почти все деньги российского авиапрома) оправданы, так как в Европе этот самолет будут покупать сотнями. Этого не произошло. Тогда нам пообещали, что SSJ 100 сменит устаревший парк наших региональных самолетов. Но выяснилось, что для российских аэродромов он тоже малопригоден. Однако попытка создать SSJ 100 на фирме, которая до этого занималась исключительно военными самолетами, и на 80% — из импортных комплектующих, сделала «Суперджет» страшно дорогим. Цену самолета несколько раз официально увеличивали. Сначала говорили: $23–25 млн., потом — $30 млн., сейчас — $35 млн., а реально, видимо, еще дороже.
В процессе испытаний обнаружились и конструктивные проблемы. Главный российский авиаперевозчик, которому предназначены первые самолеты, объявил, что недоволен их техническими характеристиками, а министр транспорта Игорь Левитин сказал, что госкомпания готовит жалобу на «Сухой» в правительство. Оказалось, что SSJ 100 не соответствует указанным в контракте техническим характеристикам: его конструкция весит на 3,5 тонны больше, машина расходует топлива за час полета на 11% выше расчетного. А потому непредвиденные издержки авиакомпании за 10 лет составят до $150 млн.
Конечно, бунт российских авиаперевозчиков быстро погасили, выкрутив им руки под лозунгом «поддержки отечественного производителя» (а фактически иностранного, раз SSJ 100 на 80% состоит из импортных запчастей). О готовности купить эти самолеты для перевозки первых лиц государства заявило даже Управление делами Президента РФ. Но так почему-то и не купило. Зато купило «Ан-148» — конкурента SSJ 100.
Мнение Михаила Делягина, директора Института проблем глобализации, доктора экономических наук:
- Сколько можно препятствовать работе других российских авиапроизводителей на благо только одной компании? Ситуация с «Сухим» производит впечатление абсолютного произвола монополизма, созданного лоббистскими усилиями! А ведь прототип истребителя пятого поколения летал у нас еще лет десять тому назад, и это миговское изделие часто показывали по телевизору. Можно сколько угодно говорить, что оно было плохое, что движки были от Мига-29, которые делали этот самолет средством господства в воздухе лишь над ВВП и не дальше, однако прототип самолета пятого поколения тогда летал, и этим занимался «МиГ»!
Да, у него были проблемы, были недостаточные темпы работы, но существенных результатов достиг именно «МиГ». И с какого перепугу нужно было отдавать все это замечательной фирме «Сухой», которая не занималась этой тематикой? В результате мы имеем щеки нашего бывшего президента, надутые на ширину плеч, но не имеем самолета. Похоже, в ближайшее время его (истребителя) и не будет.
Хочу подчеркнуть, что «Сухой» - это гениальное конструкторское бюро, а его руководство – это великие люди, потому что, несмотря на либеральное уничтожение страны, им удалось сохранить не только производство конкурентоспособных самолетов, но даже их модернизацию и экспорт. Если «Яковлев», «Ильюшин» и «МиГ» погибли, то «Сухой» - это единственно, кто сохранился. Да, они - герои и молодцы, но, простите, они же никогда в жизни не делали пассажирские самолеты! И когда самолет «Суперджет» в результате производства оказывается на несколько тонн тяжелее, чем предполагалось, и, как следствие, у него возникают проблемы с шасси, то я не очень понимаю, как он вообще летает?
Насколько я знаю, его сертификация еще не закончена. По-моему, все это является клиническим примером того, что каким бы хорошим сапожник ни был, все равно не нужно поручать ему печь пироги, потому что они будут с ваксой и гуталином. Но все это не есть вина руководства авиакомпании «Сухой», хотя обиженных на них, конечно, очень много.
Что ж, они героически борются за выживание своего предприятия... Ведь когда вы тонете и барахтаетесь в ледяной воде, то, может быть, придется нажать на голову и утопить того, кто выше вас. Но реально в этом виновны те, кто организует промышленную и, в частности, авиационную политику РФ. Наша промышленная политика сводится к уничтожению российской промышленности, а авиационная – к уничтожению нашей авиации, причем не только гражданской...
Ольга Божьева
|