ВОПРЕКИ ВСЕМУ ВЫСТОЯВШИЙ И ПОБЕДИВШИЙ
Непросто сложилась судьба Оганеса Геворковича. Его семья сполна хлебнула горя и несчастий: геноцид, скитания в поисках мирного пристанища, гибель отца и родных.
Родился О. Г.Устян в Армении, в селе Кармерован Гукасянского района. Рос он в большой и дружной семье, где было еще 2 сестры, 98-летний дед и бабушка, погибшая от рук турков в 1919 году. Пережив ужасы геноцида, семья Устян, потерявшая немало родных, близких, знакомых, соседей, покинула родные места и в поисках лучшей жизни отправилась в Грузию.
«Я обязательно вернусь!»
Там и вырос Оганес, закончил семилетнюю школу, научился работать в поле. И вот 1938 год, холодное и голодное время. Нищета царила и в Грузии. Чтобы как-то облегчить жизнь своей семье, Оганес добровольно отправился на службу в Красную Армию. Его, коренастого паренька крепкого телосложения, не случайно направили в 60-й отдельный разведывательный батальон, который располагался тогда в Новосибирске в Волочаевском военном гарнизоне. Ветеран уточняет: «Нас обучали премудростям разведки. И когда в 1939 году начались события на Халкин-Голе, всех молодых бойцов полковой школы, 60-го ОРБ, сразу же перебросили в район военных действий. После того как конфликт в Маньчжурии был разрешен, Оганес Устян вернулся в свою родную часть — ОРБ, где прослужил еще 3 года, а затем, демобилизовавшись, вернулся домой.
В июне 1941 года наш герой, бравый солдат Устян, женился. Всего 11 дней молодые супруги были вместе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Оганес, как и миллионы других мужчин, сразу же ушел на фронт и попал в кавалерийские части. Прощаясь с самыми близкими и любимыми людьми и успокаивая плачущую супругу, Оганес твердо сказал: «Я обязательно вернусь!»
Боевой путь Оганеса Геворковича начался с заданий в Харьковском направлении фронта, в боях за деревни Черноземная, Благодатная, Александровка. 1941 год был самым трудным и страшным для всех, кто оказался на фронте и кто оставался в тылу.
«В глазах многих наших солдат можно было увидеть страх перед холеными и вооруженными до зубов фашистами, но в нашем полку этот страх быстро исчез. Помню, мы взяли первого немца в плен, и ребята смотрели на него, как на страшного зверя. Они готовы были его разорвать на части, но вражеский солдат сам боялся нас, русских, оказался хиляком и плаксой. Это и придало нам еще больше сил и веры в себя, в нашу победу», — вспоминает ветеран.
Оганес Геворкович по сей день бережет свой парадный костюм, аккуратно и с достоинством достает его из шкафа, как бы в очередной раз оценивая свой вклад в победу над врагом. Среди множества медалей и наград на груди ветерана светится и орден Красной Звезды, врученный ему за выполнение боевого задания, когда он с группой разведчиков сумел взять в плен ценного «языка».
Стихи о друзьях-товарищах
О. Г. Устян до сих пор чувствует в душе вину перед боевыми товарищам, вместе с которыми он вышел на то задание, откуда не все из них вернулись. Не раз О. Устян был ранен, но, немного подлечившись в госпитале, тут же рвался обратно на фронт: «Я должен быть там, где погибли мои друзья, я должен за них отплатить врагу!» Так невольно появились стихи, строка за строкой, о тех, кто сложил свою голову на полях сражений. Свои стихи Оганес Геворкович помнит наизусть, и, хотя звучат они на армянском языке, по ритму и страсти чтения понимаешь, что каждая строка пронизана болью и горечью потерь, верой в силу и дух простого солдата, верой в победу. Он и сегодня пишет стихи, читает их детям, односельчанам и школьникам на встречах в канун Дня Великой Победы. Общительный ветеран из Гайкодзора ежегодно 9 Мая впереди колонны односельчан гордо шагает с флагом в руках: «Это мой долг перед всеми погибшими фронтовиками. — Мы делали все, что могли, для победы».
«Война — штука страшная! Шли на гибель молодые, лучшие ребята и погибали у тебя на глазах. Идешь в атаку, кричишь «ура», а фашисты ведут беспрерывный огонь. Помню, как освобождали в 1942 году под Тулой Ясную Поляну, родину Льва Толстого. Нам политрук накануне сказал, что это святые места для России. Мы сражались изо всех сил! Провели тогда разведку-бой, углубившись на 8 километров в тыл противника. Живыми из всей группы вернулись только 17 человек. Я был ранен и контужен, но главное — живой. Очнулся — лежу на кровати. Где? В Москве. Попросил воды, а дали мне водки. После лечения в госпитале в 1943 году меня комиссовали», — рассказывает разведчик.
Много лет работал О. Г. Устян военруком в сельской школе, а затем в 1980 году вся семья переехала к старшему сыну в село Гайкодзор. Простая судьба простого человека, видевшего смерть и горе, разруху и голод, но, вопреки всему, выстоявшего и победившего.
Лев Юрьев
|