ЧТО, СОБСТВЕННО, ПРАЗДНУЕМ?
Многие ли сейчас помнят, что 12 июня 1990 года первый съезд народных депутатов РСФСР поименным голосованием принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации? «За» высказались 907 депутатов, «против» — всего 13, воздержались — 9. Принятие декларации депутаты сочли настолько важным событием, что 12 июня объявили праздничным днем.
Сколько «проглотите», столько и берите власти
Ныне кажется, будто в тот день решили, что Россия станет самостоятельным государством. Но в декларации — ни слова о выходе из состава СССР! Она всего лишь провозгласила верховенство российских законов над общесоюзными в том случае, если они входят в противоречие. Это был шаг в противостоянии Горбачева и Ельцина, о котором молодое поколение имеет весьма смутное представление.
Горбачев решился на опасный шаг — поднять статус автономий внутри РСФСР до статуса союзных республик и тем самым сделать их союзниками в борьбе против Ельцина. Верховный Совет СССР 26 апреля 1990 года принял даже соответствующий закон. На территории России — два десятка автономий. Если бы они получили равные права с самой РСФСР, российская власть лишилась бы возможности влиять на их жизнь. Именно поэтому, стараясь привлечь автономии на свою сторону, Ельцин сказал в Уфе, что Башкирия может взять столько власти, сколько она «проглотит», а в Казани, что Татария получит столько власти, сколько сможет «переварить».
Декларация 12 июня воспринималась тогда как защитная мера, спасающая Россию от распада. За нее голосовали и коммунисты, и демократы, и сторонники Ельцина, и его яростные противники. Хватались за соломинку. Близился экономический крах. В областях прилавки опустели, исчезли сигареты, пропала водка. Казалось, что если нельзя спастись всем вместе, то надо спасти себя. Тем летом в Москве все продукты и товары продавали при предъявлении паспорта со столичной пропиской, чтобы ничего не доставалось приезжим...
Перипетии противостояния Горбачева и Ельцина давно ушли в прошлое. Красный день в календаре остался. Каждый год сограждане недоумевают: что, собственно, празднуем? Начальники придумали нечто витиеватое: День России. Вроде и отмечать особо нечего, однако не отменять же праздник.
А ведь в те годы происходила настоящая революция. Ее и можно было бы поминать. Событие не менее значимое, чем октябрьский переворот 1917 года. Но вопрос в оценках. Одни уверены, что та революция только разрушила великое государство. Другие, напротив, считают революцию незавершенной.
Власть устраивается с комфортом
Революции начинаются с праздника, а заканчиваются разочарованием обманутых в своих ожиданиях революционеров. Сбросив тирана, толпа расходится в счастливой уверенности, что пришло царствие свободы и справедливости. Но как редко революции приводят к расцвету демократии! Когда праздник заканчивается, вопрос не в том, кто одержал победу, а в том, кто воспользуется ее плодами. Выходят на площадь и ложатся под танки одни. Власть и богатство достаются другим.
После свержения очередного властителя ожидают немедленного улучшения жизни. Но когда рушится диктатура, страна погружается в хаос. Прежняя жизнь развалилась, а люди не имеют навыка самоорганизации. В растерянности и отчаянии они требуют порядка и стабильности и ждут, что кто-то за них все наладит. Хаос и беспорядок заставляют людей жаждать твердой власти, а уж власть устраивает свою жизнь с максимальным комфортом.
Один философ утверждал, что каждые двадцать лет новое поколение заявляет о себе на полях сражений или в демонстрациях протеста. Два десятилетия прошли. Что происходит сейчас?
Гулянья рассерженных горожан больше всего напоминают молодежные революции, которые прокатились через Западную Европу, Северную Америку и Японию в конце шестидесятых. Методы, которыми рассерженные горожане выражают свой протест, раздражают, особенно людей в возрасте. Молодых бунтовщиков в Европе тоже упрекали в склонности к балагану.
Молодежь тогда добилась своей цели. Свобода в поведении и одежде, любые формы экстравагантности встречаются обществом с большей терпимостью. Кто четверть века назад мог предположить, что юноши станут носить кольца в ушах и в носу — и это не вызовет удивления или протеста? Но дело, конечно, не только в том, что молодые люди завоевали право слушать любую музыку, носить невообразимые прически и одеваться как заблагорассудится. Они заставили общество задуматься над такими проблемами, как противоречие между духом и властью. Широко распространились культура больших городов, либерализм и терпимость. Обновление жизни помогло всей Европе двинуться вперед.
Возмущение лицемерным устройством жизни
Немецкая студентка Беата Кларсфельд в 1968 году публично дала пощечину канцлеру ФРГ Курту Георгу Кизингеру за то, что он когда-то служил нацистскому режиму. Служба охраны и полицейские ее не били, не волокли по земле к автозаку, чтобы бросить за решетку. Суд рассмотрел это дело. Вердикт: за пощечину главе правительства четыре месяца условно. Разумно устроенное общество отличает хулиганство от политического протеста, служащего развитию страны.
Для Беаты Кларсфельд тот жест был позицией. Вместе с мужем, парижским адвокатом Сержем Кларсфельдом, они всю жизнь занимались поиском нацистских преступников. Практически в одиночку отыскали скрывавшегося в Латинской Америке бывшего начальника лионского гестапо Клауса Барби, которого посадили на скамью подсудимых. Недавно в ФРГ выбирали главу государства. Четыре десятилетия спустя после той громкой пощечины Беата Кларсфельд, несомненный моральный авторитет, оказалась в почетном списке кандидатов в президенты.
И у нас в стране протест рассерженных горожан заметно шире политического недовольства властью. Это возмущение окостеневшим, бюрократическим и лицемерным устройством жизни. Новое поколение растет в свободомыслии, молодежь жаждет справедливости. Молодые люди хотят большего, чем только зарабатывать и делать карьеру.
Раскрепостившаяся молодежь меняет химический состав атмосферы, в которой живет общество. Это, если можно так выразиться, революция духа. Ломая стену молчания, лжи, ханжества, сокрушая косные формы существования, взбунтовавшаяся интеллигенция и молодежь помогают осознавать ценность и достоинство человеческой жизни.
Леонид Млечин
|